Найти тему

Саввино-Сторожевский монастырь на снимках Ивана Барщевского, фотосравнение

Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году на горе Сторожи у места впадения реки Сторожки в Москву-реку. Соборный каменный храм 1405-1407 гг., в честь Рождества Пресвятой Богородицы, уцелел без особых изменений до настоящего времени. В серебряной раке, устроенной царем Федором Алексеевичем в 1680 году, почивают мощи пр. Саввы, ученика Сергия Радонежского. При раке находится массивная драгоценная лампада — дар в 1896 году великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны «святому молитвеннику о царях Богоизбранных».

Первые профессиональные фотографии архитектуры монастыря были сделаны Иваном Барщевским в 1885 году. Всего им было сделано 16 фотографий, из них - 5 снимков интерьеров Собора Рождества Пресвятой Богородицы. В Звенигороде Иван Барщевский также снимал Успенский собор на Городке, который сейчас стоит в лесах, а также скит Саввино-Сторожевского монастыря. Предлагаю вам посмотреть и сравнить, как изменился монастырь 133 года спустя.

Предыдущий пост-сравнение фотографий Ивана Барщевского, сделанных в Александровской слободе в городе Александров смотрите в посте здесь.

210669
Дата фотографий: 12 мая 2018 года.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом.

2. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Рождественский соб. Общий вид с сев.-запада. ФТ–10915. (МРА–705а).
Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей.
3.
Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. 2. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Рождественский соб. Общий вид с сев.-запада. ФТ–10915. (МРА–705а). Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. 3.
"Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке в Звенигороде, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным.

4. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Рождественский соб.  Фрагмент узорного фриза на фасаде и апсиде. ФТ–10927. (МРА–2126).
"Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке в Звенигороде, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. 4. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Рождественский соб.  Фрагмент узорного фриза на фасаде и апсиде. ФТ–10927. (МРА–2126).

5.
5.
Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.

6. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Рождественский соб. Фрагмент узорного фриза на фасаде и апсиде. ФТ–10927. (МРА–2126).
Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток. 6. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Рождественский соб. Фрагмент узорного фриза на фасаде и апсиде. ФТ–10927. (МРА–2126).

7.
7.

Звонница, трапезная и Спасо-Преображенская церковь (1652-1654, 1680-е).

Преображенская церковь при трапезной  (справа от колокольни) построена в 1680-х гг. на вклад царевны Софьи и составляет со звонницей (1652-1654 гг.) единый архитектурный комплекс. Звонница обители, возведённая с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной - ещё два яруса и башенки появились в ХVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо. Силуэт её очень необычен: ассиметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершённая собственным четырёхгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезённые Алексеем Михайловичем из отвоёванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю.

8. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Звонница. Общий вид с юга. ФТ–10903. (МРА–714).
Преображенская церковь при трапезной  (справа от колокольни) построена в 1680-х гг. на вклад царевны Софьи и составляет со звонницей (1652-1654 гг.) единый архитектурный комплекс. Звонница обители, возведённая с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной - ещё два яруса и башенки появились в ХVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо. Силуэт её очень необычен: ассиметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершённая собственным четырёхгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезённые Алексеем Михайловичем из отвоёванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю. 8. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Звонница. Общий вид с юга. ФТ–10903. (МРА–714).
Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приёмы. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом - по тем временам это было роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями - в частности, карнизом, что являлось новинкой для ХVII столетия.
9.
Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приёмы. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом - по тем временам это было роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями - в частности, карнизом, что являлось новинкой для ХVII столетия. 9.

Окно третьего этажа трапезной.


10. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Звонница. Окно. ФТ–10924. (МРА–716).
10. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Звонница. Окно. ФТ–10924. (МРА–716).

11.
11.

Надвратная Троицкая церковь Саввино-Сторожевского монастыря.

Церковь, построенная зодчим И.М. Шарутиным в 1652 г., составляет вместе с Красной башней и внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря. Кирпичный одноапсидный храм завершен декоративным шатром. Особый интерес представляет планировка и архитектурно-художественное оформление подклета, где расположено крыльцо и парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь.

12. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Ооформление крыльца Святых ворот. ФТ–10917. (МРА–718).
13.
Церковь, построенная зодчим И.М. Шарутиным в 1652 г., составляет вместе с Красной башней и внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря. Кирпичный одноапсидный храм завершен декоративным шатром. Особый интерес представляет планировка и архитектурно-художественное оформление подклета, где расположено крыльцо и парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь. 12. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Ооформление крыльца Святых ворот. ФТ–10917. (МРА–718). 13.

Царицыны палаты (1652—1654).

Дворец был построен для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины.

14. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Царицыны палаты. Общий вид. ФТ–10911. (МРА–712).
15.
Дворец был построен для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. 14. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Царицыны палаты. Общий вид. ФТ–10911. (МРА–712). 15.
Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. Самый красивый портал входа для царицы.

16. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Царицыны палаты. Портал. ФТ–10907. (МРА–713).
Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. Самый красивый портал входа для царицы. 16. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Царицыны палаты. Портал. ФТ–10907. (МРА–713).

17.
17.
В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание. У Ивана Барщевского есть снимок фрагмента оформления портала, но я не нашел точное его расположение.

18. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Звонница. Фрагмент портала. ФТ–10914. (МРА–717).
В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание. У Ивана Барщевского есть снимок фрагмента оформления портала, но я не нашел точное его расположение. 18. Иван Барщевский, 1885 год. Саввино-Сторожевский м-рь. Звонница. Фрагмент портала. ФТ–10914. (МРА–717).
В Царицыных палатах внутренние порталы сейчас выглядят вот так. Возможно, снимок Ивана Барщевского был сделан внутри трапезной, где находится звонница.

19.
В Царицыных палатах внутренние порталы сейчас выглядят вот так. Возможно, снимок Ивана Барщевского был сделан внутри трапезной, где находится звонница. 19.

Архитектурная справка с сайта http://sobory.ru/article/?object=00385
Экскурсии по усадьбам на сайте
usadboved.ru