Что мы знаем о семье Иисуса Христа? Кроме отца и матери были ли у него другие родственники?
Обратимся к самым ранним христианским письменным источникам, содержащим сведения о семье Иисуса, а именно к евангелиям и посланиям апостола Павла.
Апостол Павел упоминает лишь об одном брате Иисуса - об Иакове. Так, в Послании к Галатам Павел пишет:
"Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня." (Гл 1:19)
Евангелие от Марка упоминает четырех братьев, и даже называет их по имени, а также несколько сестер.
"Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?" (Мк 6:3).
В евангелиях от Марка, Матфея и Луки есть еще одно упоминание братьев Иисуса, уже без имен. Сестры также не упоминаются. (Мк 3:31, Мф 12:46, Лк 8:19).
Таким образом, в семье Иосифа и Марии было как минимум семеро детей. Пять братьев и не менее двух сестер.
Интересно, что в Евангелии от Иоанна говорится о том, что братья Иисуса не разделяли его учения.
"Ибо и братья Его не веровали в Него" (Ин 7:5).
В ходе дискуссий богословов были выдвинуты три теории, описывающие степень родства Иисуса с его братьями и сестрами. Традиционно эти теории обозначаются по именам их значимых последователей.
1. Упоминаемые в евангелиях братья и сестры Иисуса являются детьми Марии и Иосифа (теория Гельвидия).
2. Братья и сестры Иисуса - это дети Иосифа от первого брака (теория Епифания).
3. Указанные в текстах евангелий братья и сестры приходятся Иисусу двоюродными (теория Иеронима).
Теория Гельвидия
Эта теория выглядит наиболее логичной и естественной. Во-первых, в евангелиях от Матфея и Луки говориться о том, что Иисус был первенцем, что предполагает наличие других детей.
"И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк 2:7)
Во-вторых, логично предположить, что Иосиф и Мария вели обычную жизнь супругов после того, как родился Иисус. Если бы это было не так, то это нашло бы отражение в евангелиях. Однако, евангелия такой немаловажный в доктринальном плане факт не упоминают.
Первоначально эта теория имела большое количество сторонников в древней церкви. Но по мере утверждения доктрины о вечном девстве Марии уступила место теориям Епифания и Иеронима.
Теория Епифания
Согласно теории Епифания Иосиф был намного старше Марии, был ранее женат, имел несколько детей, а затем, овдовел. Эта теория опирается на предположение, что словом "брат" можно обозначать не только родных братьев, а значит, упомянутые в евангелиях братья приходились Иисусу не родными. Однако, использованное в евангелиях греческое слово «адельфос» («брат») обозначает именно родного брата, то есть сына тех же родителей.
Слабым местом этой теории является то, что в Новом завете нет никаких упоминаний о том, что Иосиф был женат или имел детей до брака с Марией. Косвенным подтверждением несостоятельности этой теории служит отсутствие упоминания детей Иосифа во время путешествия в Вифлеем (Лк 2:4-7), или в Египет (Мф 2:13-15). Теория Епифания была и остается наиболее характерной для православной ветви христианства.
Теория Иеронима
Теория Иеронима развивает теорию Епифания говоря о том, что упомянутые в Новом завете братья и сестры приходились Иисусу двоюродными. В качестве аргумента также использовалась попытка толкования значения греческого слова "брат". Как и в случае с теорией Епифания никаких указаний на двоюродное родство Иисуса с братьями в евангелиях нет.
К недостаткам теорий Епифания и Иеронима также можно отнести тот факт, что Евангелие от Марка подробно перечисляет по именам братьев Иисуса. Это нелогично в отношении детей Иосифа от первого брака или двоюродных братьев, с учетом того, что ни один из них в дальнейшем в этом Евангелии не упоминается.