На рынках южной Эфиопии несложно сэкономить на уникальных сувенирах, прогуливаясь по базару, встречая организованных туристов, подъехавших на джипе с местными гидами.
Мне, например, встретилась интернациональная немецко-французская бригада и прекрасно говоривший на нескольких языках гид-эфиоп.
Естественно, внимание продавцов в первую очередь приковано к таким людям. А прикормленные гиды отводят их к нужным ларькам.
С умилением наблюдал со стороны, как один пожилой немец прикупил замечательный и оригинальный сувенир, который мужчины носят на поясе, пристёгивая к ремню, используют как сиденье и подушку.
Когда немец оказался вне поля зрения гида, подошёл к нему познакомиться и поинтересовался, сколько он заплатил за сувенир.
Сумма меня шокировала: 400 быр или почти 20 долларов. Ну не бывает таких цен в Эфиопии. Когда бригада окончательно покинула рынок, я подошёл к тому самому продавцу и поинтересовался, за сколько он продаст почти идентичную сидушку.
В зависимости от размера и качества исполнения – за 300-500 быр и никакого торга. Да, продавцы здесь уже развращены денежными туристами.
Отошел чуть в сторону от центра базара, присел и созерцал… Белое лицо не осталось незамеченным, и вскоре стали подходить подростки и любопытные представители разных племён.
Они-то и есть продавцы. Те из них, кто посообразительней, сами начинают втюхивать сувениры. Других же нужно подтолкнуть к этому: показать пальцем, что нужно на прилавке одного из торговцев.
Мальчишки с лёгкостью найдут аналоги по приемлемой цене. Сидушку так я приобрёл за 40 быр; колокольчик для коров, изготовленный из черепахового панциря, за 60; красиво оформленную шкуру за 100 быр. Не стал покупать больше, потому что меня впереди ждала ещё поездка по Африке, а рюкзак уже оттягивал плечи.
Грузовиков в тот день было много, и явно не все собирались уезжать после закрытия базара. Торговля прошла бойко, и вечером продавцы большими компаниями забились в тедж-биты (кафешки) и началось форменное безумие.
Такие брутальные пьянки первокурсникам и не снились. Внутри заведений реками текли пиво, араки, тедж и далла.
Уже ночью я вернулся в свою ночлежку, где все бодрствовали и занимались стиркой. Я тоже решил воспользоваться возможностью и как следует постирать. Погода наконец-то устаканилась, и вещи должны были высохнуть до утра.
Предстояло ещё до рассвета проснуться и отправиться на рынок На поиски водителя, с которым я договорился за 20 быр доехать до Кей-Афара.
Конечно, это оказалось слегка многовато, так как местные заплатили за поездку 15. Но тут уж, как говорится, договор дороже денег.
Кей-Афар – простой релакс
В Кей-Афаре я запланировал банально отдохнуть несколько дней перед марш-броском в сторону Аддис-Абебы. Дождаться рыночного дня, который здесь в четверг, и, по настроению, прогуляться по окрестностям.
Потом нужно было возвращаться в Джинку, к следующему рынку, потому что мурси я так и не увидел.
В Кей-Афаре всего один перекрёсток и несколько улиц. Возле перекрёстка расположены несколько ночлежек, магазинчики. Чуть в стороне большая православная церковь.
Самостоятельные туристы, направляющиеся вглубь долины Омо, периодически появляются здесь.
Поэтому за правильные цены в гостиницах приходится повоевать. Но победа – 40-60 быр за ночь – того стоит.
Электричество в Кей-Афаре дают всего на несколько часов в день, остальное время работают только генераторы. По вечерам спать ложатся рано. Лишь внутри парочки деревенских тедж-битов жизнь кипит далеко за полночь.
Жители эфиопских деревень по развлечениям близки к российским.
Рыночный день в Кей-Афаре прошёл очень тухло, что удивило даже местных. Скорее всего, дождливая и прохладная погода сказалась. Поизучал местные цены на продукты.
В целом они оказались идентичными в Джинке. Большая бутылка теджа стоит 15-20 быр; чашечка кофе с двумя свежими булочками – 5-6 быр; литр газировки – 25 быр; спагетти – 14; инжера (лепешка) – 13-18 в зависимости от наполнения; 0,5 л даллы (кофейный напиток) – 5 быр; маленький стаканчик чая – 2; пачка местных сигарет – 5; коробок спичек – 0,5 быра.
В целом, долларов на 5 в день жить можно, не ведая проблем.
Следующим днём в КейАфар заехали несколько маршруток, которые уже частично наполнились людьми. Возле перекрёстка их уже ожидали люди с поклажами.
Машина притормаживала, сигналила, а потом отъезжала метров на 100-150. Люди моментально хватали сумки и бежали за ней.
Первые, кто прибегал и занимали места, ехали, а остальные ждали следующей маршрутки. Или следующего дня. Да, эфиопы являются выдающимися бегунами. Но на средние и дальние дистанции и без сумок.
На следующий день я их всех без проблем уделал даже со своим большим рюкзаком.
В окрестностях КейАфара можно обнаружить ещё несколько совсем маленьких безымянных деревенек, состоящих из 5-10 домов. Находятся они в нескольких километрах по дороге в Джинку или Консо.
В одной из таких деревенек меня накормили непонятной смесью из маленьких кусочков поджаренного мяса и чего-то, напоминающего молотую кукурузу.
А я одарил детей несколькими игрушками.
Ещё можно устроить мини-поход по окрестным холмам. Интересно пройтись по тропинкам, которые используются местными для перемещения между деревеньками.
Мне составили компанию два весёлых и любопытных маленьких мальчика.
Вечером на всю деревню играла музыка. Я прогулялся до церкви, где как раз совершалась служба. Внутрь меня не пустили, то ли изза внешнего вида, то есть шорт, то ли не принято у них иностранцев допускать до своей святыни.
Следующим утром, легко опередив деревенских бегунов до маршрутки, быстро закинул рюкзак на крышу и за 20 быр отправился обратно в Джинку с твёрдым намерением всё-таки встретить легендарных мурси и выкупить у них тарелочки.
(Окончание следует)
Начало: