пост №5
/ ссылка на предыдущий пост №4 /
Чаще всего Варанаси называют городом смерти. Но я бы назвала его городом надежды...
Примерно минут за сорок до захода солнца мы оказались на Дасашвамед гхате. Мы точно не знали, во сколько начинается церемония поклонения Ганге, и боялись опоздать.
Поэтому пришли заранее и стали свидетелями процесса подготовки. Уборщики уже смели дневной мусор, ступеньки чисто вымыты водой из шлангов, деревянные помосты устелены тканью, на них установлены алтари с изображением богов. Служители зажигают благовония, и в воздухе смешиваются ароматы сандала, ладана, свежих цветов, карри, топленого масла и речной воды…
Музыканты занимают свои места вблизи сцены, зрители рассаживаются на только что расставленных скамейках лицом к реке. Кому не хватает места на скамейках, тот устраивается на циновках или просто садится на ступеньки. Все с нетерпением поглядывают на темнеющее небо: как только половина солнца уйдет за горизонт, примерно в это время и начнётся огненная пуджа Ganga Maha Aarti.
Она проходит здесь ежевечерне из года в год.
Вообще пуджа – это религиозный обряд поклонения божеству. Обычно это какое-то скульптурное изображение определенного божества, которых в индуизме тысячи.
Но в Варанаси люди поклоняются священной Ганге: реке-матери, реке-кормилице.
Ганга – самая большая река в Южной Азии, ее протяженность – 2700 км. Огромным, мощным, ревущим потоком она низвергается вниз с высокого ледника Ганготри в Западных Гималаях, пересекает Индию и Бангладеш и впадает в Бенгальский залив. Она кормит и поит миллионы людей, тысячи фермерских хозяйств зависят от её полноводия. Индийцы считают её священной и поклоняются её величию!
Наверное, это самая красивая пуджа, которую мне довелось видеть.
Семь молодых и очень красивых браминов (а других сюда не берут) в праздничных одеждах проводят ритуал поклонения, который длится около часа.
Начинается пуджа с завораживающего трубного звука раковины шанкха, символизирующего ветер. Пуджари (брамины, совершающие пуджу) поют мантры под сопровождение живой индийской музыки, благодарят богиню-реку и преподносят ей подарки: рис, цветы, чарующие благовония, павлиньи перья, жезлы с длинными пучками шерсти яка, огромные масляные лампы. В общем, всё то, что понравилось бы женщине.
В Индии верят, что Ганга – это не просто река. Это личность, полубогиня, человекоподобный образ, который дано увидеть далеко не всем. В "Агни Пуране" ее описывают как прекрасную светлокожую девушку, которая держит в одной руке лотос, а в другой – кувшин, и восседает верхом на крокодиле с хвостом рыбы. Большинство людей на Земле видят ее просто как реку, но иногда она проявляет свой женственный образ.
Самая завораживающая часть церемонии – это подношение огня. Для этого используются многоярусные огненные светильники, в которых горит масло гхи (топленое масло) и камфара. Брамины кланяются всем четырём сторонам света, и когда они поворачиваются лицом к вам, каждому из присутствующих кажется, что всё это предназначено лично для него: вода и небо, освещенные жарким огнём светильников, музыка старинных индийских инструментов, чарующий голос певца, звон колокольчиков на ветру…
В этот момент забываешь, что ты турист, что ты в гостях в чужой непонятной стране, забываешь о своих планах и проблемах. Ты просто "здесь и сейчас", и тебе хорошо.
А потом, когда главный брамин благословляет всех желающих, и начинают раздавать прасад (угощение), ты возвращаешься к круговороту своих бесконечных мыслей.
Я почему-то подумала о Волге.
Ведь в России есть такая же сильная и красивая река-кормилица, которая заслуживает не меньшего поклонения и почитания. Но наше сознание слишком меркантильно и прагматично, чтобы тратить время на какую-то реку…
А как бы было хорошо устраивать подобные ритуалы на свой русский манер где-нибудь на набережной Самары или Новгорода. Сколько бы людей собиралось, сколько бы хороших добрых мыслей рождалось в таком месте… Ведь у нашей Волги тоже есть свой характер, своя древняя история... Наши дети учились бы видеть и ценить красоту земли, в их душах рождались бы тёплые чувства сопричастности...
Индийцы называют Гангу священной. В начале времён она была исключительно небесной рекой, но позже была спущена на Землю, и теперь протекает во всех мирах – и земных и небесных. Часто на её берегах можно увидеть огромное количество мужчин, женщин, детей, стариков. Они держат в руках горящие лампадки, цветы, благовония, гирлянды.
Спуская на воду горящую свечку, индиец загадывает желание, и, верит в то, что оно непременно сбудется. А еще верит, что пущенный по воде огонь поможет найти путь в небо ушедшим в этот день душам. Часто ночная река превращается в светящуюся дорогу многих надежд…
(продолжение следует...)
------------------------------