Голландский дизайнер Пит Хайн Эйк славится умением делать красивую мебель из неприглядных материалов. Вместе с компанией ИКЕА он поставил промышленное производство с ног на голову и сделал коллекцию товаров ручной работы для многих людей.
Когда представляешь себе массовое производство, перед глазами сразу встают картинки больших станков, выдающих одинаковые товары. Компания ИКЕА и дизайнер мебели Пит Хайн Эйк поставили под сомнение эту идею и предложили новый подход к производству различных товаров: от деревянной мебели до стекла, керамики и текстиля. «С коллекцией ИНДУСТРИЕЛЛ все товары стали грубыми и несовершенными, потеряв идеальный лоск», — говорит Пит про новую серию, которая включает в себя столовую посуду, столовое белье, светильники и стулья. В случае с текстилем они отказались от ровных прямых линий в вышивке в пользу более плавных, словно нарисованных от руки. Конечно, для производственного оборудования это была задача не из простых.
Задача заключалась в том, чтобы придать серии ИНДУСТРИЕЛЛ несовершенный вид изделий, созданнных человеческими руками, без повышения цен и с применением методов промышленного производства для создания стабильно уникальных товаров в больших масштабах. Деревянные товары сделаны из сосны, что заставило использовать каждое дерево по максимуму. «Мы старались сохранить все то, что вы бы назвали изъянами: например, узлы от сучков и неравномерность структуры и цвета», — говорит Карин Густавссон, руководитель направления по разработке креативной концепции компании ИКЕА. Для керамических ваз из коллекции были вручную сделаны различные формы для литья, чтобы вам было из чего выбрать.
Товары массового производства и мебель ручной работы могут показаться антагонистами. У каждого свои преимущества. Массовое производство позволяет выработать самый эффективный способ создания высококачественных изделий по цене, доступной для большинства людей. В свою очередь, мебель ручной работы частично перенимает характер своего создателя. ИНДУСТРИЕЛЛ — коллекция товаров ручной работы, но серийного производства — смогла вобрать в себя оба преимущества. «Я считаю ИНДУСТРИЕЛЛ прекрасным, так как за каждым товаром кроется характер создателя», — говорит Карин.
«Когда я закончил дизайнерский факультет, в моде было совершенство дизайна, — говорит Пит. — Если вы делаете тысячу экземпляров, они должны быть одинаковыми. В дизайне не было ничего, кроме того, что дизайнеры вложили в проект». С коллекцией ИНДУСТРИЕЛЛ Пит получил свободу борьбы с этой идеей и позволил сырьевым материалам выйти на первый план. В результате получилась коллекция, которая призвана привнести в дом ощущение уюта и человеческого тепла.