Кажется невероятным, но во время Первой мировой войны множество кораблей Британии и США были окрашены в яркие контрастные цвета, своим внешним видом напоминая неких абстрактных «зебр».
Хорошо заметные и бросающиеся в глаза рисунки, наносимые на борта судов, как это ни парадоксально звучит, являлись своего рода камуфляжем, но не обыкновенным, а ослепляющим.
Как закамуфлировать корабли?
Необходимость хоть как-то маскировать суда стала особенно актуальной с началом Первой мировой. Воды Атлантики кишели немецкими подлодками, и Британия несла тяжелые потери. Проблема заключалась в том, что на однородной водной глади спрятать огромный корпус корабля было практически невозможно.
Решение нашел британский маринист Норман Уилкинсон. Он посоветовал не скрывать силуэт корабля, а при помощи контрастной окраски изменить его до неузнаваемости.
Стоит отметить, что Уилкинсон не первый и не единственный кто предложил подобную концепцию в маскировке морских судов. До него нечто подобное задумал британский зоолог Керр и американский художник Тайер, однако они не сумели довести свой замысел до практического применения.
Оригинальная идея
Замысел Уилкинсона основывался на том, что в начале XX века всю работу по распознаванию цели и ее параметров проводил человек. Наблюдатель при помощи оптики измерял расстояние до корабля, определял направление и скорость движения. Следовательно, для того, чтобы выстрел из вражеского орудия или пущенная торпеда не попали в цель, нужно было создать помеху для наблюдения — оптическую иллюзию.
Уилкинсон предложил окрасить корпус корабля чередующимися темными и светлыми полосами, зрительно разбивающими цельный образ на отдельные куски так, чтобы с большой дистанции было трудно определить, где у судна нос, а где корма.
Слепящий камуфляж, «меняющий» силуэт, должен был помешать противнику опознать тип корабля, затруднить измерение высоты, что критично для правильного определения расстояния до мишени, а по возможности и запутать в расчете курса.
Корабли в стиле «кубизм»
Норман Уилкинсон убедил британское адмиралтейство в жизнеспособности своей идеи и приступил к ее практическому внедрению в 1917 году.
Вначале ему поручили разработку камуфляжей для транспортных судов. Уилкинсон взялся за работу с интересом, размахом и удовольствием.
К делу были привлечены девушки — выпускницы лондонской Королевской академии художеств, а также архитекторы, скульпторы и множество других талантливых молодых людей. Каждая слепящий камуфляж был уникален.
Первоначально рисунок наносился на миниатюрную модель корабля, плавающую в большом резервуаре с водой на крыше студии, и лишь после всестороннего осмотра и оценки — на реальное судно.
С августа 1917 года и до конца Первой мировой войны слепящим камуфляжем было покрыто порядка четырех тысяч транспортных кораблей и четырехсот военных судов.
По итогам морских сражений сказать однозначно, что слепящий камуфляж превосходил однотонную окраску, все-таки нельзя. Статистика слишком неоднородна, хаос вносят и индивидуальность рисунков, и разнообразие типов окрашенных кораблей.
Во время Второй мировой войны слепящий камуфляж официально не использовался. Отчасти сказалась неоднозначная эффективность предыдущего применения, а кроме того военные технологии шагнули далеко вперед — появились электронные приборы обнаружения и обработки цели. Их уже нельзя было обмануть эффектным рисунком на борту корабля.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!