Найти тему
Валерий Грачиков

Увлекательно-печальная история русского корабля «Всеволод» и его связь с «Варягом»

Относительно недавно эстонские дайверы нашли в районе острова Пакри киль линейного корабля «Всеволод». В результате теперь на карте есть место где затонул корабль, финал которого при желании можно сделать не менее эпичным, чем бой «Варяга» и «Корейца». Тем более, что между «Всеволодом» и «Варягом» есть. Но обо всем подробнее.

«Всеволод» был 74-пушечным кораблем, построенным в 1786 году в Архангельске. Так как хорошего леса у российских корабелов вечно не хватало, срок службы построенных кораблей был значительно ниже, чем у тех же англичан, да и в других флотах. Пятнадцатилетний парусник считался уже довольно пожилым. И когда в 1808 году началась русско-шведская война, кораблю «Всеволод», было уже 22 года. То есть, он был довольно старым.

Дело было летом 1808 года, когда эскадра под командованием адмирала Ханыкова в составе 9 линейных кораблей и 7 фрегатов отправилась из Кронштадта перехватить шведский конвой, шедший в Финляндию. Вот только вместо транспортных кораблей 14 августа бала замечена вполне полновесная эскадра шведов в составе 7 линкоров и 6 фрегатов. К тому моменту Ханыкову было 65 лет и он был уже не тем горячим адмиралом, который поставил в Выборгском сражении 1790 года свои фрегаты против эскадры Карла Зюдерманландского. В этот раз Ханыков бой не принял, а приказал поворачивать.

Шведы в бой тоже не сильно рвались. Но в их эскадре находилось два английских линкора, а как раз в то время был разгар континентальной блокады после Тильзита и Россия находилась с Англией в состоянии войны. А англичане – это не шведы, это совсем другой противник. 74- пушечные линейные корабли Centaur и Implacable поглались за уходящей русской эскадрой. Примерно через час «Всеволод» начал отставать. Сказалось то, что корабль был старый, а кроме того, в команде было много новобранцев и с парусами они управлялись не самым лучшим образом. В результате примерно через полтора часа погони англичане начали доставать до «Всеволода» залпами.

Героизма на войне просто так не бывает. Нередко он связан с тем, что кто-то струсил, а другому пришлось отдуваться. Так получилось и тут. Русская эскадра успела уйти на несколько миль и только потом Ханыков очнулся и приказал поднять сигнал трем замыкающим эскадру кораблям «Орлу», «Гавриилу» и «Архистратигу Михаилу». Боевой приказ был отдан дважды, но ни один из командиров трех кораблей его не исполнил.

Тогда Ханыков приказал развернуть свой корабль, благо на нем было 130 пушек и с двумя кораблями пошел на помощь «Всеволоду». Англичан отогнали. К тому моменту у «Всеволода» трудами англичан были капитально порваны паруса и такелаж. Идти сам он не мог, поэтому «Всеволода» взял на буксир фрегат «Полукс». Понятно, что с линейным кораблем на буксире фрегат отстал.

За 6 миль до порта в Ревеле, где Ханыков уже бросил якорь, буксировочный трос лопнул. «Всеволод» по инерции обошел мыс острова Малый Рогге и встал на якорь. «Полукс» отправился в Ревель за помощью. Но расстояние то было всего 6 каких то миль! И тогда Ханыков позвал добровольцев и отправил их в шлюпках к «Всеволоду», чтобы отбуксировать корабль на веслах. Интересный момент этой истории заключается в том, что одной из шлюпок командовал лейтенант Лазарев – тот самый, который потом откроет Антарктиду, а также станет командующим Черноморским флотом. А на другой шлюпке плыл некий гардемарин Бестужев. Потом он станет знаменитым декабристом. Вот такая чудесная компания.

-2

Пока собрались шлюпки, пока они поплыли, дело начало клониться к вечеру, а кроме того, явились те самые два английских корабля. Centaur ввалил по шлюпкам картечью. Кстати, Лазарев получил ранение и угодил в плен к англичанам. А потом он пошел к «Всеволоду» борт к борту. Но русским кораблем командовал капитан II ранга Руднев (известная фамилия, правда), который был упертым офицером (фамильная черта, похоже) и сдаваться не собирался. Он решил драться до конца, а так как «Всеволод» к тому моменту был неуправляем, он поставил его на мель, но при этом приказал бросить якорь, чтобы показать, что он как будто стоит на глубине. И контр-адмирал Худ, державший флаг на Centaur повелся на хитрость, подошел вплотную к «Всеволоду», чтобы взять его на абордаж, но обломался и сам оказался на мели.

После этого началась артиллерийская дуэль на расстоянии пистолетного выстрела. Но выдержать такой бой с англичанами, которые обеспечивали максимальную скорострельность было не так-то просто. «Всеволод» продержался час по рапорту Руднева и полчаса – по рапорту англичан. Причем параллельно с артиллерийской дуэлью, русские еще и отбили шлюпочный абордаж. Но тут подвалил Implacable и встал к корме «Всеволода». Это был самый жуткий аллес, который только мог случиться в парусную эпоху. «Всеволод» попал под продольный огонь со стороны кормы. А такой огонь сметал все с палубы и ответить на него было нечем – на корме пушек не держали.

-3

Довольно быстро с палубы смели обстрелом все – начиная от людей и заканчивая такелажем. Корму разбили в пух и перья. Англичане выслали на шлюпках новую абордажную команду. На этот раз корабль был захвачен, а уцелевшие в бою русские моряки, не жаля сдаваться, попрыгали в воду и поплыли к Малому Рогге.

При этом совершенно непонятным остается, что делал адмирал Ханыков на фоне такой безбашенной наглости англичан. Ведь его эскадра, в которой было 8 линейных кораблей, в том числе два – трехдечных (130-пушечный «Благодать» и 110-пушечный «Гавриил») стояла совсем рядом и вполне могла выйти в море и давать англичанам по сусалам. Потом Ханыков будет отговариваться тем, что установилось маловетрие. Но англичанам оно совершенно не мешало.

В общем, англичане нагло захватили «Всеволода», измочалив его в щепки, но вот что с ним делать дальше – они придумать не смогли. Сначала попробовали стащить его с мели – не вышло. Тогда решили поджечь. Корабль загорелся. Но на него забрались русские моряки и потушили. Англичане вернулись опять, еще раз взяли корабль на абордаж и подожгли его снова. Ранним утром 15 августа 1808 года огонь добрался таки до крюйт-камеры, после чего случился большой бада-бум и остатки «Всеволода» взлетели на воздух, после чего затонули.

В команде «Всеволода» было 600 человек. Спаслось – 56, еще 37 – попали в плен и потом были переданы русским. Если мастерство англичан и было выше, то стойкость русских моряков на этом конкретном корабле оказалась достойной.

После боя Адмиралтейств–коллегия устроила «разбор полетов». К капитану «Всеволода», понятное дело, претензий не было, а вот командиров трех кораблей, которые утром 14 августа «Всеволоду» не помогли, отдали под суд. Одного – оправдали, двоих приговорили к расстрелу. Но император Александр I заменил расстрел исключением из службы. Адмирал Ханыков за «неосмотрительную оплошность, медлительность, нерешительность и слабость в командовании» был на месяц разжалован в матросы. Но приговор в исполнение так и не был приведен, старого адмирала просто тихо спровадили на покой.

А теперь небольшой флешбек.

Дело в том, что почти такая же история случилась в 1788 году в сражении при Гогланде. Тогда три русских корабля тоже бросили товарищей на «Владиславе» на растерзании шведам. Тогда тоже было решено двух командиров – расстрелять, одного – разжаловать в матросы, а адмирала – списать. Но Екатерина II пожалела струсивших капитанов и их не только простили, но и чины вернули. А ведь если Екатерина поступила, как положено и как всегда поступали англичане – истории с «Всеволодом» могло и не случиться.

Конец истории? Еще нет. Командовавший «Всеволодом» капитан Руднев дослужился до чина контр-адмирала. А еще на флоте служил его родной племянник Федор Николаевич Руднев, ставший капитаном I ранга. 19 августа 1855 года в его семье родится сын, которого назовут Всеволодом. И этот Всеволод станет в 1902 году командиром крейсера «Варяг», чтобы попасть со своим кораблем в переплет в далеком корейском порту Чемульпо и прогремит на всю Россию. Вот такая интересная связь времен.

А с остова «Всеволода» эстонское дайверы подняли пару бронзовых пушек и монеты, которые передали в Музей военной и морской истории. Днище же линкора остается памятником упорству экипажа на дне Балтики у острова, который теперь называется Пакри.

Кстати, у меня появился канал в Телеграмм и Инстаграм с неплохими фотками. Заходите, подписывайтесь!