Найти тему

Почему мой телефон знает, что у меня закончилось молоко или как работает таргетинг?

Оглавление

Студенткой я подрабатывала в одной компании, где все сотрудники сидели в просторном open space. Было довольно неудобно, когда все, что я серфила в интернете по вечерам, вылезало днем на моем рабочем компьютере в виде баннеров с картинками. Каждый мог заглянуть в мой монитор и увидеть там 100 упражнений для подтянутого живота в домашних условиях или рекламу туфель с «Ламоды». Тогда я не понимала, как это работает, а сейчас понимаю — это обычная таргетированная реклама.

Таргетинг — это способ показывать рекламу не всем подряд, а определенному кругу людей, которым она потенциально будет интересна.

Если вы видите таргетированную рекламу, значит, вы попали в целевую аудиторию, и производитель видит в вас потенциального клиента. А еще это значит, что с вашим профилем «поработали».

Как работает таргетированная реклама

  • Магазин или рекламная площадка собирает информацию о вас;
  • Специалисты анализируют эту информацию;
  • Создают рекламное объявление с предложением для вас;
  • Объявление показывают вам.
-2

Представьте себя на месте большого гипермаркета, который осуществляет доставку еды на дом. Как он рекламируется?

  • Настраивает радиус обхвата объявления, например, Бабушкинский район. Это логично, ведь люди привыкли закупаться у дома, и вряд ли кто-то закажет еду в магазине на другом конце города — ждать придется дольше.
  • Устанавливает временные рамки, когда показывать рекламу. Обычно это утро (в это время все едут на работу и смотрят в телефон) или вечер, когда люди уже пришли с работы и думают: «О боже, опять пустой холодильник, позовите мышь!». День недели тоже играет роль — обычно люди закупаются в пятницу или по выходным.
  • Делает выборку по потребителям. Скорее всего, доставка еды нужна незамужним женщинам, которым тяжело таскать продукты из магазина, или мужчинам, которые очень заняты на работе — им легче заказать доставку, чем мучительно выбирать из десяти одинаковых соусов песто на магазинной полке.
  • Выбирает интернет-площадки, где эти женщины и мужчины сидят, и если вы вошли в выборку, то увидите баннер: «У вас пустой холодильник? Закончилось молоко? Зайдите на такой-то сайт, и через час мы его привезем».

А теперь самое интересное: откуда магазины столько о нас знают и как они за нами следят? 

Вам знакомо слово «куки» (cookie)? Наверняка вы видели на некоторых сайтах всплывающее уведомление: «Этот сайт использует cookie. Если вы остаетесь на сайте, то соглашаетесь с использованием этой технологии».

Нет, это не печенье. Куки — своеобразные веб-маяки, которые отслеживают, на какие сайты мы заходим, и запоминают, что мы смотрим, что нам интересно, а что нет.

Есть внутренние веб-маяки, которые записывают информацию о вашем поведении на сайте, чтобы, например, вам не приходилось каждый раз вводить свой пароль или чтобы догонять вас баннерами товаров, которые вы смотрели, но не купили. А есть сторонние куки, которые могут быть зашиты, например, в рекламные баннеры. Они висят на сайте и собирают данные о вас «к себе в карман».

Это вообще законно?

Да, потому что у вас есть возможность отключить куки в настройках браузера. Для этого нужно зайти в настройки конфиденциальности и поставить галочки напротив всех пунктов, где написано «не отслеживать». Но я не советую выключать куки полностью — без них вы не сможете пользоваться большинством сайтов.

Соцсети пошли еще дальше: например, пиксель Facebook следит за вашим серфингом в интернете, записывает вас в определенную группу и потом показывает вам целевую рекламу. Немного напрягает, когда знаешь, что за тобой следят и анализируют все твои данные, не правда ли? Но в защиту Facebook можно сказать вот что: мы сами даем им карт-бланш, когда заполняем профиль и рассказываем, кто мы и чем увлекаемся. Кроме того, Цукерберг старается сделать рекламу ненавязчивой и актуальной для пользователей. Чем лучше вы реагируете на ту или иную рекламу, тем чаще она будет вам показываться, а неинтересная будет уходить из ленты. Как Facebook это понимает? По движениям ваших глаз и пальцев (мышки) — пролистываете вы баннер или задерживаетесь на нем. Да, они и так умеют!

Сколько это стоит?

Рекламодатели платят за таргетированные объявления по-разному: например, есть плата за показы (сколько человек увидело рекламу) и за клики (сколько человек перешло по ссылке). Плату за показы обычно выбирают, когда хотят повысить узнаваемость бренда, а за клики — когда хотят привлечь потенциальных покупателей.

Еще стоимость зависит от региона и популярности запроса. Чем чаще ищут похожий товар, тем реклама дороже. В Москве, Питере и городах-миллионниках тоже реклама дороже, потому что конкуренция выше.

Кстати, рекламщикам на заметку: Яндекс.Директ пересматривает свою политику в отношении аукционов. Раньше рекламодатель устанавливал цену за клик, и чем больше она была, тем выше поднималось объявление, но с апреля будет по-другому — чем больше целевого трафика вам приносит объявление, тем больше оно стоит.

Возвращаясь к началу статьи: как избежать неуместной рекламы на работе?

  • Не заходите в личную почту и соцсети с рабочего компьютера;
  • Если все-таки зашли, то после визита почистите историю, куки и пароли;
  • Для личных переписок и поиска пользуйтесь телефоном.