Не успело небо остыть от грозовых баталий 22-го мая, как полчища CB (CB - cumulo nimbus, кучево-дождевые облака) объявили очередную волну нашествия на столицу и ее окрестности.
Вечером нам с Серегой, с кем я выполняю программу ввода в строй в качестве командира, предстоит посетить Томск. Весь день был мокрым, и вечером улучшения не предвидится улучшения (только ухудшение), а я, похоже, оставил в "брифинге" Домодедово свой зонт.
Хех. Там уже приличная коллекция скопилась. Надо будет постараться не промокнуть, дойти до "брифинга" и... выбрать себе зонт получше.
Вчера, после грозовых приключений, я вернулся домой поздно. А утром сегодня пришлось как обычно, вставать рано - сынулю везти в школу. Ничего, может днем получится поспать подольше, раз уже утром спать хочется.
...В рутине и предполетном отдыхе незаметно пролетел день. Время 18:40, через пару часов отправляться в аэропорт. Необходимо погладить форму, да и не забыть пришить пуговицу на кителе, которая во вчерашнем рейсе неудачно оторвалась.
Гляжу в окно... Мда. На улице все еще дождь. Хорошо, не ливень - не успею сильно промокнуть, пока дойду гаража за своим "бегемотом".
* * *
Как обычно, я вышел за три часа до вылета, поэтому спокойно еду по дождливой дороге, никуда не торопясь. Впереди меня неожиданно вырулили две машины, связанные тросом, и потошнили со скоростью 20 км/ч. Осознав, что мешаются, пытаются прижаться к обочине, мол, "обгоняй". Хех. Нет, парни! Здесь сплошная - я никуда не тороплюсь, и нарываться на неприятности нет смысла. Неожиданно на очередном повороте у связки отрывается трос, дождь льет уже прилично - мысленно сочувствую невезунчикам, еду дальше.
Мне везет. В аэропорту дождя пока что нет. Надо бы постараться успеть дойти до аэровокзала между зарядами.
Аэровокзал... Рутинные процедуры двойного досмотра на предмет бомб, ракет и прочих ножичков. Меня разбирает смех от этих процедуры - если пилоту вздумается, он может и голым устроить такое "мама не горюй" - какой же смысл нас так досматривать? Но... такие правила. Не возмущаюсь, а улыбаюсь девушке на проходной:
- Добрый вечер! Глобус, Томск, Окань.
Медконтроль. Что-то экипаж из Таймыра никак его не пройдет, непривычно долго занимают кабинет. Уже и Серега подошел, интересуется: "У них там что, эпидемия? Чего так долго?".
Таймыр все же "отстрелялся", вот и мы заходим... Но тут же медсестра убегает - ее замучили смс-ками и она убежала разговаривать. Что ж, мы никуда не торопимся. Сижу, скучаю.
Приходит другая медсестра. Доверительно сообщает, что первой позвонили родственники из Ступино, там ураган деревья ломает. Очень ободряюще звучит на фоне предстоящего вылета.
Прохожу медконтроль, иду в "Брифинг".
* * *
Сегодня у нас В737-800, VP-BDH. Один из 3-х самолетов, доставшихся нам после банкротства венгерского Малева. Хороший лайнер, как и все остальные.
Благодаря салатовым рубашкам в брифинг-руме зелено. Нас здесь всегда большинство. Здороваюсь с коллегами - кто-то улетает, как и мы (Ош, Норильск, Красноярск, Новокузнецк и прочее), кто-то прилетел. Интересуюсь у прилетевших:
- Ну и как там в небе?
- Как в колодце. Везде грозы, над Домодедово чисто.
Во как. Забавно.
Идем в комнату метеорологов, глянуть на радар... Да, сегодня будет интереснее, чем вчера. Над Домодедово чисто, чего нельзя сказать о Шереметьево и вообще, о северо-западе Москвы. А в направлении вылета (на северо-восток, на Черусти) стоят хо-о-орошие ливневые и грозовые засветки, а снизу подходят еще более смачно-красные. Судя по вектору смещения, к моменту нашего вылета они как раз будут на нашем маршруте.
Ну, хоть не так скучно, как обычно. Да, Серега?
Смотрим карту фронтов - да что ж такое, холодные фронты Москву одолели! Один прошел, на подходе еще один, а завтра, возможно, тоже будут грозы (подтверждаю, были).
* * *
Сегодня авиакомпания предлагает нам заправиться под завязку. Умные машинки считают прибыль, исходя о данных о стоимости топлива в разных аэропортах, и сегодня выходит, что привезти побольше топлива из Москвы выгоднее, чем заправиться этим же количеством в Томске. Поэтому, у нас сегодня дополнительного топлива почти три тонны! С другой стороны, расчет сделан таким образом, что по прилету в Томск у нас окажется максимальная посадочная масса. Такой расчет может и подложить свинью - в том плане, что если по пути мы вдруг сэкономим топливо, то лишнее придется тупо жечь, чтобы не сесть с превышением и не нарушить правила.
С другой стороны, Томск славится своими туманами. Только на днях коллегам пришлось посетить запасные аэродрому, не долетев до Томска с первой попытки. И сегодня погода не самая лучшая - прогнозируется видимость в два километра, низкая облачность, дожди, а временами туман с видимостью 600 метров.
* * *
Обсуждаем варианты заправки. Серега предлагает взять топлива столько, сколько предлагает расчет. Я же предлагаю килограмм на 300 меньше, учитывая то, что расчет основан на длинном маршруте выхода из Москвы, да и на руление нам предлагают аж 330 кг, в то время, как по факту мы тратим около сотни. Если нам предстоит крутиться вокруг Томска в ожидании хорошей погоды, то 300 кг той "погоды" не сделают. Опять же, не меньше шансов, что крутиться не придется. А тупо жечь топливо - некрасиво. С другое стороны, чем меньше окажется посадочная масса - тем лучше для нас. В Томске не самая длинная ВПП, и при этом очень-очень неровная.
На том и порешили.
Приходит старший проводник, сегодня ее зовут Наташей. Сообщает, что все живы-здоровы, мы проводим краткий брифинг - как, кто, куда, зачем и сколько... Об остальном поговорим на самолете.
До вылета 1 час 10 минут. Самое время пойти на самолет, который сегодня расположился неподалеку, на 7-й стоянке.
Привет, Брат!
Начинаются рутинные операции по подготовке самолета. Пассажиры кучкуются напротив, сегодня они попадут в наш лайнер по телетрапу
Диспетчеры сидят в своем гнезде (башня посреди аэровокзала), им сверху видно все как на ладони.
Видно, как пролетают клочки тумана. Возможно, ранним утром здесь будет "весело" - не из-за гроз, а из-за плохой видимости. Надо будет повнимательнее анализировать погоду при вылете из Томска.
Все необходимые процедуры закончены, пассажиры на месте. Серега приветствует их стандартной речью. Можно начинать полет.
- Домодедово Деливери, Глобус 811, добрый вечер. Стоянка 7, информация Танго, Боинг Семь Три Восемь, на Томск.
- Глобус 811, Домодедово Деливери. Добрый вечер. Разрешено согласно плана, ВПП 14 правая, после взлета по прямой набор 900 метров, ожидайте векторение на Черусти. Сквок 1524, после взлета работайте с Кругом 127,7, для запуска - Перрон 119,0.
Что ж, как раз туда, где грозы. Будем посмотреть.
- Домодедово Перрон, здравствуйте! Глобус 811, стоянка 7, информация Танго. Разрешите выталкивание и запуск.
Слышу, как диспетчер подавился, а коллега его на заднем фоне заржал. Да, с трудом будет внедряться новая фразеология, утвержденная недавним Приказом номер 362!
- Глобус 811, Домодедово перрон, выталкивайтесь, - смех на заднем фоне и предложение подсказать "стартаптесь" (от англ. аваиц. "Start up", запуск двигателя), - на первую точку для запуска, стартапиться разрешаю.
Подняли друг другу настроение. Впереди у всех бессонная ночь.
"Стартапимся". Благодарим выпускающего нас техника. Почапали в ночь.
- Домодедово-Вышка, добрый вечер! Глобус 812. РД А2, разрешите исполнительный, к взлету готов ВПП 14 правая.
- Глобус 812, Домодедово-Вышка, вечер добрый. Занимайте исполнительный ВПП 14 правая, ожидайте взлет через две-три минуты.
Ну и хорошо. Мы не торопимся. Будет время осмотреться в направлении вылета и наметить тактические пути обхода, если что. Но пока все хорошо, по курсу чисто. Гроз нет, а дожди не в счет.
- Глобус 811, ветер 160 градусов 2 метра в секунду, ВПП 14 правая взлет разрешая! Счастливого пути!
- Взлетаю 14 правая, Глобус 812! Всего хорошего, до свидания!
Серега опять пилотирующий. Я поведу самолет обратно.
* * *
Взлетели. Вот они, стоят, родимые - как раз левее маршрута на Черусти.
Получаем разрешение на обход. Любуемся вспышками слева... слева... слева спереди. Правая сторона тоже не отстает - правда, гораздо дальше, чем это может нам помешать. Ночью вспышки молний видны очень далеко и это действительно феерическое зрелище.
Как всегда в таких условиях, память вытащила детское воспоминание: мне десять лет, я стою за креслом КВС Ту-154, в котором сидит мой отец. Первый раз в жизни я лечу на таком большом самолете, да еще и в кабине (спасибо счастливому советскому детству за предоставленные возможности... хотя это и было запрещено). Мы только что взлетели из Барнаула и летим в Омск. Вокруг ночь и грозы. Небо периодически озаряется зарницами... слева... справа... Я не могу дышать, увидев впервые, как это выглядит!
Зрелище потрясло мою юную жизнь... Став пилотом, сколько я уже накружил в засветках, ища лазейку для прохода, но то первое, детское, воспоминание, остается самым ярким и сильным.
Что ж, сегодня все не так страшно, бывало и поинтереснее. Обход завершен, летим на точку NAMER - это граница между Москвой и Казанью. По плану у нас эшелон 350 (35000 футов), однако из-за двух бортов нам приходится остановиться на 330 и так и лететь. Что ж, у нас будет чуть больший расход, но зато самолет станет полегче и... а колдобоинах томской ВПП останется целее.
Достает болтанка. Нам она особых трудностей не представляет, разве что заставляет более внимательно контролировать скорость (в неспокойной атмосфере она может быстро вырастать и падать, приближаясь к ограничениям). Но пассажирам некомфортно, а проводникам трудно делать свою работу в таких условиях.
Что-то уж совсем неприлично подбрасывает... "FASTEN BELTS - ON!".
- Дамы и Господа! Наш полет проходит в зоне турбулентности. Просим Вас занять свои места, привести спинки кресел в вертикальное положение, пристегнуть ремни безопасности, убрать откидные столики и следить за световым табло. Спасибо за внимание! - пробивается в кабину стандартная информация Натальи пассажирам.
Очень маловероятно, что в ясном небе болтанка сможет причинить какой-то вред самолету. А вот человеку - вполне! На особо глубоких ухабах может так подбросить, что непристегнутый пассажир получит травму... да и пристегнутый тоже - по причине менее дисциплинированного (т.е., непристегнутого пассажира) или из-за незакрепленных предметов.
Я всегда пристегиваюсь, когда летаю пассажиром и неважно - горит табло или нет. И вам советую. Случаи бывали.
* * *
Наш полет продолжается. Позади Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Скоро пролетим Екатеринбург - родину моего "студента". Болтанка осталась где-то сзади, сейчас полет тих и спокоен. Летим буднично.. практичски банально.
Раз так, и если заняться больше нечем, проверяю домашнее задание - "действия при потере работоспособности члена экипажа". Ответом Сереги я полностью удовлетворен.
Все бы "студенты" все такими были!
На северо-востоке начинает светать.
Летом ночные рейсы выполнять проще, чем зимой. При полете на восток темное время давит уже не так долго - довольно скоро появляется солнце и спать уже не так хочется. Однако, поднимаясь, солнце начинает электросваркой жечь глаза и приходится от него прятаться.
Пролетаем Омскую зону.
Интересуемся погодой Томска. Получаем - тумана нет, видимость 3 километра, нижняя граница облачности 150 м. Нормально!
Плавно начинаем подготовку к заходу на посадку. Я проверяю маршрут планируемого захода на посадку. Сегодня нам предстоит точный заход по системе ИЛС на ВПП 21. Прошлым летом и осенью ИЛС в Томске был на "реконструкции" и мы вдоволь тогда натренировались в неточных заходах "по приводам". А кое-кто "наотдыхался" на запасных из-за неподобающих этому виду заходов метеоусловиям (там дым был. От лесных пожаров).
Рассвело окончательно. Любуюсь раскинувшимся под нами океаном облаков. Эх, все-таки, есть что-то романтичное и в наших высотных перелетах!
Подготовка к заходу окончена. Брифинг проведен. Сегодня, в целях тренировки Сереги, мы планируем совершить автоматическое приземление, закрылки 40.
Задатчик уровня автоматического торможения ставим побольше, на "троечку" - это скомпенсирует кабрирующий момент при отключении автопилота после касания (при заходе в режиме автоматической посадки 737 откручивает стабилизатор "на кабрирование", что при отключении автопилота приводит к стремлению самолета поднять нос), упрощая опускание передней стойки. Заодно уменьшим время пробега по короткой ухабистой полосе. А закрылки 40, мало того, что являются рекомендованным положением для выполнения автоматического приземления (в совсем плохих погодных условиях) снизят скорость посадки и, как следствие, нагрузку на наш ни в чем не виноватый лайнер, которому "повезло" летать по российским ухабам.
Мечтал ли он о посадках на ВПП Томска, Южно-Сахалинска, Якутска, Кемерово, грациозно выезжая из сборочного цеха в Рентоне?...
За окном мокро. Хорошая возможность за бесплатно помыть самолет и стекла.
* * *
Умыли самолет.
Наш 737 как всегда на пятерку, выполнил свою работу. Чпок, касание.... Ба-бах, ба-ба-бабах, бах-бах - застучали стойки по колдоебинам Томской ВПП, а мы с Серегой синхронно запрыгали в своих креслах. Ох ничегошеньки себе!!! По-моему, здесь стало даже хуже, чем раньше! Эх, Россия! Эх, Томск! А ведь аэропорт борется за звание "международного"...
Да и мой Барнаул немногим получше. Кемерово, Якутск, Норильск... Многие другие... Жалко гробить прекрасные лайнеры, но летать-то людям надо не только в Германиях...
Помню первую посадку в Якутске - прыгая по полосе, я реально опасался, что разобью голову о проектор Head Up Display, что находился на том лайнере чуть выше моей головы.
Проклиная томские ухабы, мы оттормозились. Разворот на 180 градусов на полосе, освобождаем влево на РД D.
Что ж, Томск. Привет!
Половина работы выполнена, можно выйти подышать свежим сибирским воздухом.
Ну и холодрыга здесь у вас, ребята! +7! Не май месяц, да...
Надышался вдоволь, чуть ботинки не промочил. Что ж за напасть такая, немайская - в Москве дожди, в Краснодаре дожди, в Сибири дожди... Да есть ли вообще страны такие, где круглый год светит Солнце?
...Через 5 лет мне предстояло узнать на собственном опыте, что такие страны есть... но это уже совсем другая небесная история.
23-24 мая 2013 год
Ссылка на следующий рассказ о полетах