У великого русского поэта А.С. Пушкина много стихов о любви. Одни из них утонченно лиричны, другие откровенно эротичны. Имя Пушкина всегда было связано с легендами и рассказами о его личной жизни и любовных приключениях.
Накануне женитьбы в 1829 году Пушкин написал в альбоме московской барышни Елизаветы Ушаковой список женщин, в которых был мимолетно или серьезно влюблен, а часть из них, видимо, были его любовницами. Этот перечень женских имен и получил название «донжуанского списка».
В первой части находятся имена, которые, по общему мнению пушкинистов, отражают глубокие впечатления от встреч с их носительницами. Вот они: Наталья I, Катерина I, Катерина II, NN, Кн. Авдотия, Настасья, Катерина III, Аглая, Калипсо, Пульхерия, Амалия, Элиза, Евпраксея, Катерина IV, Анна, Наталья.
Во второй части оказались те женщины, увлечения которыми носили легкий, поверхностный характер: Мария, Анна, Софья, Александра, Варвара, Вера, Анна, Анна, Анна, Варвара, Елизавета, Надежда, Аграфена, Любовь, Ольга, Евгения, Александра, Елена.
В этой статье мы расскажем о прекрасных женщинах из первой части донжуанского списка Пушкина.
Первая часть
«Наталья I» — вероятно,крепостная актриса царскосельского театра, которой четырнадцатилетний лицеист Пушкин посвятил свое первое стихотворение:
К НАТАЛЬЕ.
Pourquoi craindrais-je de le dire?
C’est Margot qui fixe mon goût.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблён!...
Пушкин 1813
По другой версии, это может быть Наталья Викторовна Кочубей (1800—1855), которой посвящены стихотворения "Воспоминаньем упоенный" и «Чугун кагульский, ты священ». Многие исследователи называют именно Наталью Викторовну первой любовью Пушкина, а некоторые утверждают, что она явилась прототипом замужней Татьяны Лариной и должна была стать героиней романа «Русский Пелам», который Пушкин планировал написать.
«Катерина I» — Екатерина Павловна Бакунина (1795—1869) — сестра лицейского товарища Пушкина, предмет его безответной любви, фрейлина, художница. Бакунина вдохновила поэта на создание цикла лирических стихотворений, в том числе таких, как "К живописцу", "Итак я счастлив был", "Слеза", "Окно", Осеннее утро", "Разлука", Бакуниной" и другие. Её образ появлялся в произведениях Пушкина вплоть до 1825 года. В 1834 году Бакунина вышла замуж за одного из приятелей Пушкина – подпоручика Семеновского гвардейского полка А. М. Полторацкого. Пушкин присутствовал на их свадьбе.
Бакуниной
Напрасно воспевать мне ваши именины
При всем усердии послушности моей;
Вы не милее в день святой Екатерины
Затем, что никогда нельзя быть вас милей.
Пушкин, 1819
«Катерина II» — вероятно, Екатерина Андреевна Карамзина, урождённая Колыванова (1780—1851) — жена историографа Карамзина, сестра П.А. Вяземского. Известно, что Пушкин вздумал за ней «приволокнуться» в 1819 году и был поднят супругами на смех, после чего Екатерина Андреевна осталась другом поэта.
«NN» — "Утаенная любовь" поэта. Пушкинистами предлагается множество версий о том, кто была вдохновительницей утаённой любви. Это могли быть: Мария Раевская (впоследствии княгиня Волконская, жена декабриста), Каролина Собаньская, Екатерина Карамзина (версия Ю.Н. Тынянова) и многие другие. Существует также точка зрения, согласно которой легенда об утаённой любви Пушкина является лишь вымыслом.
«Кн. Авдотья» — княгиня Евдокия Ивановна Голицына, урождённая Измайлова (1780—1850) — первая петербургская возлюбленная Пушкина, хозяйка салона. Разведенная "Царица ночи", как княгиню Голицыну называли в узких кругах, была благосклонна к начинающему поэту и впоследствии часто хлопотала за Пушкина, имея обширные связи.
«Настасья» — (?) до сих пор неизвестно, кто эта женщина. Это могла быть и билетёрша при зверинце, о которой писал А.И. Тургенев кн. Вяземскому 12 ноября 1819 года:
«Его <беснующегося Пушкина> мельком вижу, только в театре, куда он заглядывает в свободное от зверей время. Впрочем и жизнь его проходит у приема билетов, по которым пускают смотреть приведенных сюда зверей, между коими тигр есть самый смиренный. Он влюбился в приемщицу билетов, сделался ее cavalier servant; наблюдает между тем природу зверей и замечает оттенки от скотов, которых смотрит gratis»?
«Катерина III» — вероятно, Екатерина Николаевна Раевская (1797—1885), по мужу Орлова. Пушкин писал Вяземскому 13 сентября 1825 года по поводу «Бориса Годунова»:
«Моя Марина славная баба: настоящая Катерина Орлова! Знаешь ее? не говори однако же этого никому».
Есть еще версия, что "Катерина III» - это актриса Екатерина Семенова, за которой также ухаживал Пушкин. Однако, по свидетельству современника, актриса осталась равнодушной к поэту.
«Аглая» — Аглая Давыдова (1787–1842) — дочь французского эмигранта герцога де Граммона, жена владельца Каменки А.Л. Давыдова. Она не отличалась верностью своему немолодому мужу и ответила взаимностью на ухаживания поэта. Пушкин же саркастически отнесся к их взаимоотношениям и посвятил Аглае откровенное стихотворение «Кокетка», а также написал несколько иронических эпиграмм, в том числе знаменитую «Иной имел мою Аглаю…», «A son amant Eglé sans résistance» и «Оставя честь судьбе на произвол».
Эпиграмма
Оставя честь судьбе на произвол,
Давыдова, живая жертва фурий,
От малых лет любила чуждый пол,
И вдруг беда! казнит ее Меркурий;
Раскаяться приходит ей пора,
Она лежит, глаз пухнет понемногу,
Вдруг лопнул он; что ж дама? — «Слава богу!
Всё к лучшему: вот . . . . . . . . . . . . . .»
Пушкин 1821
«Калипсо» — Калипсо Полихрони (1803—18..) — гречанка, бежавшая в 1821 году вместе с матерью из Константинополя в Кишинёв, где с ней познакомился А. С. Пушкин. Она не отличалась особой красотой, но заверяла, что была возлюбленной Байрона, что особенно пленяло Пушкина. Со слов девушки поэт записал по-русски турецкую песню "Черная шаль", которая впоследствии стала известным романсом. Также к ней обращено стихотворение «Гречанке» и рисунок «Портрет Калипсо».
«Пульхерия» — Пульхерия Егоровна Варфоломей (1802—1863) — по мужу Мано; дочь влиятельного молдаванина, славилась своей красотой. Поэт был очень влюблен в Пульхерию и упомянул ее в стихотворениях: «Если с нежной красотой…», «Записка В. П. Горчакову», «Из письма к Вигелю» и «Дева». О ней же писал Пушкин в письме Ф. Ф. Вигелю из Одессы в 1823 году:
«…Пульхерии Варфоломей объявите за тайну, что я влюблен в нее без памяти и буду на днях как экзекутор и камер-юнкер в подражание другу Завальевскому…»
«Амалия» — Амалия Ризнич (1803—1824) — 20-летняя жена одесского коммерсанта, дочь австрийского банкира. С весны 1823 года жила с мужем в Одессе. В высшем свете Ризничей не принимали, зато все молодые аристократы (Пушкин, Туманский, Собанский и др.) с удовольствием посещали их дом. По словам друга Ивана Ризнича:
«Пушкин увивался за Амалией… но взаимностью не пользовался».
Тем не менее муж Амалии внимательно следил за поведением своей жены, заботливо оберегая ее от грехопадения. К ней даже был приставлен верный слуга, который знал каждый шаг жены своего господина и обо всем доносил ему. Но даже такие меры безопасности не стали преградой для пылкого поэта.
«Страсть к Ризнич, — писал пушкинист П. Е. Щеголев, — оставила глубокий след в сердце Пушкина своей жгучестью и муками ревности».
В мае 1824 г. Амалия уехала в Италию, заболев чахоткой, а в июне 1925 г. она умерла. Узнав о смерти Ризнич, Пушкин написал элегию «Под небом голубым страны своей родной». Осенью 1830 года ее же памяти посвятил он стихотворение «Для берегов отчизны дальной».
«Элиза» — Елизавета Ксаверьевна Воронцова, урождённая Браницкая (1792—1880) — 30-летняя жена одесского губернатора, графиня. Пушкин познакомился с Воронцовой в 1823 году в Одессе. Она уже имела представление о Пушкине как о незаурядном поэте и встретила его очень радушно. Но в отличие от влюбчивого поэта, ее страсть разгорелась далеко не сразу. В свою очередь, Пушкин, имевший одновременно еще одну любовную связь с Амалией Ризнич, влюбился серьезно и надолго. На протяжении многих лет (1823–1829) Пушкин изрисовывал ее портретами (только сейчас известных более 30) поля своих рукописей.
Накануне свадьбы с Натальей Гончаровой в 1830 году Пушкин написал стихотворение «Прощанье», адресованное Елизавете Воронцовой. Также ей посвящены стихотворения: «Пускай увенчанный…», «Прозерпину»; «Желание славы», «Храни меня твой талисман…», «Все в жертву памяти моей…»; «Талисман»; «Отрывок».
«Евпраксея» — Евпраксия Николаевна Вульф (1809—1883), по мужу бар. Вревская. Дочь П.А. Осиповой, соседки Пушкина по Михайловскому. С Пушкиным Евпраксия многократно встречалась в Михайловском, Малинниках и Петербурге. Поэт называл ее Зина, Зизи. Их изначально бурные любовно-игривые отношения со временем переросли в спокойную и добрую дружбу. К ней обращены стихотворения "Если жизнь тебя обманет" и "Вот, Зина, вам совет".
«Катерина IV» — Пушкин увлекался многими Екатеринами, и кого имел он в виду под Екатериной IV — сказать трудно. Возможно, что это была Екатерина Васильевна Вельяшева (1812—1865), по мужу Жандр. Пушкин познакомился с ней во время пребывания в Старице в 1828–1829 годах. Вельяшева произвела на поэта очень сильное впечатление. Однако, несмотря на ухаживания Пушкина, она «осталась холодною». Ей посвящено стихотворение «Подъезжая под Ижоры".
«Анна» - скорее всего Анна Оленина, по мужу Андро (1808—1888) — фрейлина. В 1827 году Пушкин увлекся Анной Олениной и она ответила поэту взаимностью. Племянник Анны Алексеевны, в 1880-х годах записавший ее воспоминания, подтвердил, что Оленина «была весьма увлечена Пушкиным» и даже «имела с ним тайные любовные свидания».
В начале 1829 года Пушкин, будучи уже знакомым с Натальей Гончаровой, еще продолжал мечтать об Олениной, оставив на полях своих рукописей волновавшие его буквы: «А. О.», «Eni-nelo», «Annete Olenine» и даже «Annete Pouchkine». Влюбленный поэт даже сделал Анне Алексеевне предложение руки. Но родители Анны решительно отказали поэту, потому как уже в то время Пушкин считался неблагонадежным гражданином. Кроме того, семье Олениных были хорошо известны его прежние любовные увлечения. Отказ руки Олениной явился для Пушкина большим потрясением. Именно Анне Олениной Пушкин посвятил знаменитое "Я вас любил...".
«Наталья» — Наталья Николаевна Гончарова (1812—1863), будущая жена Пушкина.
Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Пушкин 1834
Имя Натальи Гончаровой замыкает первую часть донжуанского списка Пушкина.
В следующей статье "Ай да Пушкинн!. Донжуанский список поэта. Часть2." мы расскажем, кого же из прелестных дам включил поэт во вторую часть этого списка.
Статья подготовлена по материалам источников: книга "Мир в картинках. История любви. Русские поэты. Александр Пушкин", автор В.П. Бутромеев; wikipedia.org, toieto.ru,. biography.wikireading.ru.
.