Найти тему
Московские истории

Сокольники: Утесов обнимал вяз, Пугачева встречала весну, а воры в законе просто обедали

Эх, вздыхает старшее поколение, парк уже не тот — добрались, осовременили! Забудем о том, что каждому поколению хорошо ровно там, где оно было молодо, и поностальгируем тоже.

-2

Вот позолоченные солнцем осенние аллеи, заросший пруд, едва прирученная природа. Первая карусель с лошадками, незатейливая «комната смеха» с кривыми зеркалами, где можно приобрести бесценный опыт смеяться над собой, тир с жестяными мишенями и страшноватыми розовыми зайцами в качестве приза... Что там еще? Парковые интеллектуалы, согнувшиеся в три погибели над шахматами, и пламенные адепты теперь забытого домино, яростно стучащие по дощатым столам. Или до сих пор, кстати, живые танцевальные площадки, где под аккомпанемент потихоньку отмирающего вальса старик с военной выправкой склоняет голову перед женщиной в платье со старомодным кружевным воротничком: «Позвольте?..».

-3

А местные шалманы? Тянущийся, как на советском юге, по аллеям запах шашлыков, дымок, говор. Столики в кустах, и вот оно, счастье! Но вот в зелени притаилось нечто пофундаментальнее - синее здание в стиле «советский ампир», построенное в 1946 году. Это широко известный в узких кругах ресторан «Фиалка». Знаменит он был разным. Старый вяз, росший сквозь пол и потолок веранды, любил в свое время приобнять сам Леонид Утесов. Здесь традиционно отмечала начало весны 1 марта еще юная Примадонна — Алла Пугачева. Ресторан вовсю мелькал на страницах детективных романов (Маринина, Незнанский), но не реже отмечался и в криминальных сводках. «Фиалку», например, любил прототип Кирпича из фильма «Место встречи изменить нельзя», в миру Александр Прокофьев или Саша Шорин. В общей сложности он провел в лагерях и тюрьмах 20 лет, а в последние годы жизни (умер он в 2003 году) считался лидером сокольнической преступной группировки. Кстати, Станиславский Садальский, готовясь сыграть Кирпича, с Шориным встречался.

-4

Более того. Сцену облавы собирались снять в «Фиалке», имевшей за спиной лес — уходить удобно. Так вместо изначально бывшей в сценарии фразы: «В Зарядье он, сука, рвется» появилось: «В Сокольники рвется, гад, там есть где спрятаться». В 2000-х владелец заведения сменился, и бурная криминальная жизнь пошла на спад. Ресторан «Фиалка» в парке «Сокольники», как это ни удивительно, существует до сих пор.

Фото Алексея Мощенкова