Найти в Дзене

Рыжий армагеддон. "Игольница" - рецензия

Одинокая рыжая толстушка Лин (яркая британская актриса Джоэнна Скэнлэн) переезжает вместе с веснушчатой дочкой Айоной (перспективная дебютантка в кино Лили Ньюмарк) в новый дом. Там девочке приходится заново выстраивать социальные связи, находить друзей и адаптироваться в новом обществе. Её мать, в свою очередь, также видит, что почти взрослая дочь вот-вот перестанет быть для неё единственной лучшей подружкой и пытается также завести друзей – но для обеих женщин попытка аннигиляции проходит довольно болезненно, постепенно разрушая их идиллические представления об окружающем мире.

-2

В режиссёрском дебюте Дебры Хейвуд (сайт ММКФ называет её «одной из самых перспективных режиссёров современной Великобритании) есть всё, чтобы назвать один из самых скромных и незаметных фильмов прошедшего кинофестиваля в числе лучших фильмов, выходивших в Британии за последнее время. Его также отметили критики Венецианского кинофестиваля. С самого начала фильм покоряет искренностью интонации и какой-то завлекающей непосредственностью. Совсем недавно мы уже видели историю взросления молодой девушки-подростка – речь идёт о бунтарском «Леди Бёрд», так же фильме-дебюте, и так же фильме, снятом женщиной и про женщин. Однако номинант на «Оскар», несмотря на честный подход к отражению проблем школьников старших классов, несколько заигрывал с популярными ныне феминистскими настроениями, из-за чего можно было заподозрить Грету Гервиг в определённой доле конъюнктурщины.

-3

С «Игольницей» такого не происходит – это кино без амбиций фильмов-болидов, что несутся на опережение в гонке за награды. Если «Леди Бёрд» была ностальгией девушки-бунтарки, то фильм Хейвуд – скорее трагикомедийное высказывание на тему положения людей, которых традиционное общество чаще всего отвергает. Обе героини, что мать, что дочь – рыжие (банальный, но наглядный идентификатор инаковости), немного смешные, до ужаса наивные и до немочи добрые люди, которые живут в плену собственных иллюзий. Айона по очереди наступает на все грабли «затравленной школьницы»: вот она ведётся на лицемерное дружелюбие авторитетных одноклассниц, вот уже заносчиво отвергает скромного паренька еврейской внешности, которому ещё недавно признавалась в любви, вот впервые пробует алкоголь и играет в монетку на раздевание. Девушка охотно поддерживает видимость того, что всё в её жизни налаживается и идёт «как у всех», но зрителю знакомы все эти сюжетные ходы и он знает, что идиллия должна нарушиться.

-4

Её мать же, ещё более наивная, чем дочь, является даже более важным в идейном отношении персонажем: на её примере Хейвуд показывает, как дорого в современном мире человеку обходится его искренность и открытость. Мы прекрасно понимаем, что, отдав новой «подруге» по соседству стремянку в начале фильма (позже эта деталь весьма неожиданно «выстрелит» в конце) , Лин получит её, только оказавшись на грани, и если эта грань наступит. До этого она не в состоянии пикнуть лишнее слово в свою защиту – мир научил её жить представлениями о том, что люди лучше, чем они есть на самом деле. Но режиссёр настойчиво разрушает эти иллюзии, вынося почти пессимистичный вывод: доброта в современном мире наказуема со стороны злобного общества.

-5

События фильма движутся к достаточно печальной развязке: начавшись, как сказочка о взрослении и попытке идентификации двух неприспособленных к жизни женщин, постепенно «Игольница» подводит к главной мысли фильма – современное общество больно. И дело не в нетолерантности или, скажем, отсутствии патриотизма, а в том, что современный человек воспринимает доброту как слабость, как призыв к насилию над человеком, что носит смешную шапку с кошачьими ушами. Некоторая нравоучительность фильма компенсируется тем, что это в первую очередь кино о самой банальной и нужной вещи в мире – о любви к окружающему миру, неважно, рыжая ли это простушка из деревни, белая домашняя кошка или волнистый попугайчик. Слово «любовь» вообще редко произносится в фильме, но герои фильма сами являются этой иллюстрацией человеческой любви и непосредственности, и в них узнаёшь ту затравленную в школе девочку со смешными косичками, которой сочувствовал (или которую сам же и травил в детстве). Или ту смешную старушку, над которой смеялись окружающие, пока она раздавала им свежевыпеченное печенье. Да любого человека, кто хоть раз испытал на себе гнёт общественных норм. И в этом простом посыле принять инаковость этих людей – гораздо больше гуманности, чем в десяти толерантных номинантах на «Оскар».

-6

Автор текста - Иван Афанасьев.

Фильм был отсмотрен в рамках 40-го Московского международного кинофестиваля. Редакция паблика "Хорошее кино от Ивана Афанасьева" благодарит дирекцию фестиваля за аккредитацию и возможность посмотреть этот фильм и другие показы.