Найти в Дзене
ИПЕМ

Цифровизация электросетей требует перехода на стимулирующее регулирование

Источник: www.investigator.org.ua
Источник: www.investigator.org.ua

Цифровизация электросетей на территории всей России потребует до 4 трлн. рублей инвестиций, а сроки окупаемости составят от 8 до 14 лет. По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), для реализации столь масштабного инвестиционного проекта необходимо внедрение долгосрочного и стимулирующего тарифного регулирования, которое позволит ПАО "Россети" развивать электросетевой комплекс за счет инвестиционных средств, высвобождаемых в результате повышения эффективности.

Круглый стол "Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике" в Совете  Федерации РФ, 20 апреля, 2018
Круглый стол "Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике" в Совете  Федерации РФ, 20 апреля, 2018

Данную позицию представил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян на круглом столе"Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике", прошедшем 20 апреля в Совете Федерации РФ. Мероприятие прошло под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрия Липатова. В дискуссии приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти и компаний электросетевого комплекса, включая заместителя Министра экономического развития РФ Михаила Расстригина, заместителя Министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко и генерального директора ПАО "Россети" Павла Ливинского.

Предполагаемый объем затрат на цифровизацию электросетевого комплекса России, по мнению ИПЕМ, соотносится с мировым опытом: так, в странах Евросоюза уже реализовано более 600 проектов интеллектуальных электросетей стоимостью более 2,8 млрд евро, а в США с 2009 года реализуется программа по государственному софинансированию проектов Smart Grid объемом 8 млрд долларов.

По оценкам ИПЕМ, у ПАО "Россети" на данный момент существует три возможных источника финансирования цифровизации электросетевого комплекса - бюджетные средства (включая Фонд национального благосостояния (ФНБ)), тарифная выручка и заемные средства. Так, из ФНБ на развитие интеллектуальных сетей уже было выделено 1,1 млрд рублей, при этом перспективы дополнительных государственных ассигнований осложняются конкуренцией с другими аналогичными проектами и направлениями бюджетных расходов. Использование для инвестиций тарифной выручки осложнено действующим ограничением темпов роста цен на электроэнергию на уровне инфляции, а также планируемыми значительными программами по модернизации тепловой генерации, внедрению генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), строительству новых блоков АЭС и мусоросжигательных заводов.

В таких условиях, по мнению Института, приоритетным источником инвестиций в цифровизацию электросетевого комплекса остается привлечение заемных средств. На данный момент закредитованность электросетевых компаний в России относительно невысока, однако проценты по кредитам будут также включаться в тарифную выручку. В связи с этим требуется модернизация тарифного регулирования, которая позволит обеспечить инвестиционные ресурсы для программы цифровизации электросетевого комплекса без чрезмерного влияния на тарифы электросетей.

Как считает ИПЕМ, указанная модернизация предполагает внедрение в тарифное регулирование принципов долгосрочности и стимулирования повышения эффективности. На данный момент в электросетевом комплексе России долгосрочное тарифное регулирование действует формально, а тарифные решения регулярно пересматриваются. Более того, окупаемость проектов по цифровизации находится за горизонтом текущих параметров регулирования, которые вводятся сроком на 5 лет.

ФАС России разработан проект ФЗ «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». По мнению Института, законопроект предусматривает ряд полезных изменений (вводятся понятия регуляторного контракта и стимулирующего регулирования), однако описаны они чрезмерно кратко и неоднозначно. "Остаётся неясным, будет ли разрешено сохранение экономии у регулируемых организаций в рамках других методов тарифного регулирования?, - указал на круглом столе в Совете Федерации РФ глава ИПЕМ Юрий Саакян. - Также из законопроекта следует, что регуляторный контракт может включать обязательства региональных властей. Это значит, что мы фактически получаем аналог механизма ГЧП, но не согласованный с соответствующей нормативно-правовой базой".

По мнению ИПЕМ, для обеспечения цифровизации электросетевого комплекса система регулирования должна быть дополнена следующими возможностями:

  • Установление параметров тарифного регулирования на срок свыше 5 лет.
  • Заключение регуляторных соглашений между сетевыми компаниями и региональными властями.
  • Осуществление частным бизнесом совместно с государством и сетевыми компаниями развития электросетевой инфраструктуры на условиях ГЧП.
  • Сохранение части средств, полученных в результате повышения эффективности, для использования на инвестиционные нужды.
"Проект цифровизации электросетевого комплекса также возвращает нас к вопросу о том, что есть естественные монополии - бизнес или "собес"?, - резюмировал Юрий Саакян. - Эффект масштаба естественной монополии позволит минимизировать затраты на цифровизацию электросетевого комплекса, однако регулирование должно предполагать заинтересованность самой компании в максимально эффективной реализации проекта".

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

Также по теме: