Испанская столица часто радует своих гостей и обитателей разнообразными культурными мероприятиями, многими из которых можно насладиться совершенно бесплатно. Если вам посчастливится оказаться в Мадриде до 6 мая, вы сможете посетить выставку "Тулуз Лотрек и удовольствия Прекрасной эпохи" (Toulouse Lautrec y los placeres de la Belle Époque), замечательного французского художника-постимпрессиониста и самого известного плакатиста парижского Монмартра Тулуза Лотрека (1864-1901) и его современников, где собрана наиболее полная коллекция французского литографа (33 плаката) и представлено 32 плаката популярных художников его времени, например, Теофиля Стейнлена или Альфонса Мухи. Вход бесплатный!
Думаю многие из вас вспомнят этот плакат "Чёрный кот" (иногда его называют "Чёрная кошка"), созданный французским художником швейцарского происхождения Теофиль-Александром Стейнленом (кстати, его также привезли на выставку в Мадриде) для одноимённого кабаре "Чёрный кот" на Монмартре.
Многие ошибочно приписывают его авторство Тулузу Лотреку. Несмотря на то, что Лотрек не рисовал этот плакат, кабаре, для которого он был сделан, оказало большое влияние на жизнь и творчество самого Лотрека. Ныне не существующее парижское кабаре "Чёрный кот" ("Ша Нуар", Le Chat Noir) было открыто в ноябре 1881 года на Монмартре художником Родольфом Салисом (который также, кстати, издавал одноимённый журнал) и просуществовало 16 лет (было продано и сменило название в 1897 году, через два года после смерти Салиса).
Несмотря на довольно небольшой срок своего существования кабаре "Чёрный кот" в своё время был модным и шумным ночным клубом. Часть кабаре являлась художественным салоном, а другую часть занимало варьете с запрещённым в те времена фортепиано. Основатель заведения Родольф Салис часто выступал в роли конферансье и любил повторять: "Чёрный кот" - самое необычное кабаре в мире. Здесь можно похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех уголков мира".
Завсегдатаями кабаре были Адольф Вилетт, Мопассан, Поль Варлен, Клод Дебюсси, Каран д'Аш, Август Стриндберг, Эрик Сати, Пабло Пикассо и многие-многие другие. Именно здесь Тулуз Лотрек познакомился со знаменитым шансонье, певцом и комиком Аристидом Брюаном, вдохновившим художника на всемирно известный плакат, изображающий Аристида Брюана в чёрном плаще с красным шарфом (также существует менее известная версия плаката с жёлтым шарфом, обе картины можно увидеть в Мадриде).
Аристид Брюан был очень интересной и крайне многосторонней личностью. После смерти отца, в возрасте 15 лет Брюан приехал в Париж, где большую часть времени проводил время в кабаках и бистро на Монмартре (впоследствии, в 1885 году он даже открыл собственный клуб на Монмартре под названием "Мирлитон"), где получил возможность проявить свой талант певца и музыканта. Аристид Брюан писал на французском жаргоне стихи и песни, где прославлял революционные идеи и критиковал буржуа. Со временем он даже поставил собственный концерт-представление и начал сотрудничать с кабаре "Чёрный кот", где познакомился и подружился с Тулузом Лотреком. Сценическим костюмом Аристида Брюана были красный свитер, чёрная бархатная куртка, высокие сапоги и длинный красный шарф, которые Лотрек увековечил на своих плакатах.
Безусловно, ночная богемная жизнь на Монмартре и общение и дружба с такими модными в те годы персонажами, как Аристид Брюан и другие, оказали огромное влияние на творчество самого Тулуза Лотрека, посвятившего большую часть своей жизни созданию рекламных плакатов и афиш для парижских клубов, ресторанов и кабаре.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в знатной аристократической семье (чего, кстати стеснялся всю свою жизнь) графа Альфонса Шарля де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель Тапье де Селейран. Родители вскоре развелись, и детство юный Анри провёл вместе с матерью в семейном поместье матери недалеко от Нарбонна, где занимался верховой ездой, латынью и греческим языком. В Париж Лотрек переехал в 1871 году, после завершения франко-прусской войны.
С отцом у Лотрека были крайне сложные отношения. По словам биографов художника, его отец был очень эксцентричным человеком, любил часто менять место жительства. Сам художник так говорил про отца : «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Тем не менее именно граф, так любивший развлечения, познакомил сына с ярмарками и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.
В 1878-1879 году, когда мальчику было всего 13-14 лет, произошла череда трагических событий, которые навсегда изменили жизнь Анри. Сначала, вставая с кресла, он ломает шейку бедра правой ноги, а через год - падает в канаву и ломает кость шейки бедра левой ноги. Эти травмы привели к тому, что ноги ребёнка перестали расти и остались длиной всего 70 см до конца жизни художника, а максимальный рост составлял всего 152 см. Врачи предполагали, что кроме переломов причиной тому было наследственное генетическое заболевание, поскольку обе бабушки Анри приходились друг другу родными сёстрами.
Случившееся стало настоящей трагедией для знатной семьи, поскольку Анри теперь не мог поступить на военную службу, посещать балы и охоту. Не везло ему и в личной жизни, хотя историки говорят, что Лотрек мог очаровать любого благодаря отменному чувству юмора и самоиронии.
Сам Анри мечтал о карьере хирурга или спортсмена, что к сожалению было невозможно в те времена из-за его физического дефекта. Однако он с удовольствием плавал и занимался на гребном тренажере.
Внешность Анри у многих вызывала насмешки, его любовные романы не увенчались успехом. Неудачи в любви Тулуз Лотрек запивал алкоголем, он был настоящим ценителем коктейлей. Ему даже приписывают авторство коктейля "Землетрясение" (коньяк с абсентом). В результате алкоголизма и многочисленного времяпрепровождения в кабаре, ночных клубах и ресторанах Монмарта с девицами лёгкого поведения Тулуз Лотрек умирает от алкоголизма и сифилиса в родовом замке, не дожив до 37 лет. Последние минуты жизни с ним был самый близкий и родной его человек - мама.
Несмотря на короткую и бурную жизнь, Тулуз Лотрек оставил богатое творческое наследие. Наряду с жившей позднее певицей Далидой, Тулуза Лотрека по праву можно назвать одним из символов Монмартра. Репродукции его плакатов с удовольствием и по сей дей покупают туристы. Кроме афиш и плакатов, Лотрек оставил множество картин в стиле постимпрессионизма, однако в Мадриде до 6 мая вы сможете увидеть именно его литографии - в испанскую столицу привезли наиболее полную коллекцию плакатов французского художника.
Выставка открыта до 6 мая 2018 г.
Где: Fundación Canal, Madrid
Адрес: Mateo Inurria, 32
Расписание: понедельник-воскресенье 11:00-20:00 (кроме среды, по средам с 11:00 до 15:00)
Вход бесплатный в порядке очереди!