Как известно, определенные категории граждан пользуются льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг (подробно о них говорилось здесь).
Расчет субсидий зависит от состава семьи, уровня доходов и региональных стандартов на оплату ЖКУ, которые действуют в соответствующем субъекте РФ.
Поскольку порядок расчета платы на ЖКУ у нас находится сейчас в стадии реформирования, то и правила расчета субсидий вслед за этим также подвергаются периодическому пересмотру.
18 апреля этого года было утверждено постановление Правительства РФ, которым дополняются Правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг:
расчет региональных стандартов будет производиться с учетом предельного уровня цен на теплоэнергию, действующего в соответствующей ценовой зоне теплоснабжения.
С чем связано это дополнение и чего от него ждать?
Корни уходят к нашумевшим в прошлом году поправкам в закон о теплоснабжении: после многочисленных дискуссий все-таки была утверждена новая методика расчета платы за теплоэнергию – по принципу «альтернативной котельной».
Поскольку самой дорогой услугой в ЖКХ является отопление, вопрос о модернизации системы расчетов является одним из ключевых на сегодняшний день.
По новой методике предполагается постепенный переход с государственной монополии на ценообразование в области теплоснабжения на договорные отношения.
Это позволит расширить свободу в определении цен на теплоэнергию, а чтобы не было соблазна взвинтить их до головокружительных высот, вводится т.н. «предельный уровень цен на теплоэнергию в регионе», выше которого устанавливать плату за тепло запрещено.
Предельный уровень определяется местными властями, которые отвечают за регулирование тарифной политики в регионе.
Он будет рассчитываться на основе совокупной оценки расходов, которые понесли бы потребители при строительстве и эксплуатации альтернативной котельной, т.е. той, которая не входит в систему центрального теплоснабжения.
Значение того самого предельного уровня и вводится теперь в Правила расчета жилищных субсидий.
Все муниципальные образования будут распределены по «ценовым зонам теплоснабжения». На уровне каждой зоны будет определена единая теплоснабжающая организация (ЕТО), через которую будет поставляться теплоэнергия в пределах соответствующей территории.
Мы, как потребители, должны будем заключить договор на теплоснабжение со своей ЕТО, где четко определяются критерии качества поставляемой услуги. При нарушении требований к качеству ЕТО обязана снижать плату за тепло.
Чем выше будет эффективность управления ЕТО, тем больше будет экономия, которая должна направляться на модернизацию систем отопления.
Тем самым государство закладывает в новую методику финансирование главной задачи – ремонта и обновления централизованных систем теплоснабжения в регионах.
Пока запланирован постепенный переход регионов на методику «альтернативной котельной» – до 2022 года.
Приведет ли это к увеличению платы за тепло – пока неизвестно, хотя правительство уверяет, что рост цен будет сдерживаться именно за счет бюджетного субсидирования. Поэтому значение субсидий еще больше возрастет.
Соответственно, как только регион перейдет на новый порядок расчета платы за теплоэнергию, субсидии будут пересчитываться с учетом предельного уровня цен на теплоэнергию.