Московский саунд-продюссер Young Trall ответил на вопросы о своей профессии, музыкальных трендах и необходимости рекламы.
Расскажи почему ты решил стать звукорежиссёром?
Знаешь, я всегда знал, что стану звукорежиссёром. С детства имею какое-то особенное отношение к музыке. Возможно основную роль сыграло то, что мой отец музыкант, а уж гены это или воспитание - не знаю. Помимо того, что мой отец музыкант, он еще и звукорежиссёр. Так что у меня есть все необходимое для данной профессии, включая опытного наставника. Мне кажется это и помогло мне сделать выбор в пользу звукорежиссуры.
Как ты думаешь нужно ли для этого профессиональное образование?
А как иначе? Любая серьезная профессия подразумевает это. А звукорежиссура - это очень серьезная профессия. Ведь, если ты хочешь стать профессионалом в своём деле, без образования ты ничего не добьешься. Хороший звукорежиссёр помимо работы на компьютере должен хорошо знать теорию музыки, иметь развитый слух, обладать большим музыкальным багажом. В общем должен иметь музыкальное и техническое образование. По-хорошему ещё и уметь играть на разных инструментах. Сейчас даже задумался зачем я выбрал такой путь. (смеётся) Вообще, без образования в этой профессии делать нечего.
С какими жанрами музыки тебе больше всего нравится работать?
Отдаю свое предпочтение рэпу и R&B.
Конечно у меня бывали проекты и других стилей, и даже иногда хорошо отдохнуть от рэпа, но рэп уже стал неотъемлемой частью меня. Я вижу его насквозь. (смеётся)
Современный рэп, а в особенности новая школа - это свобода для творчества звукаря. Ведь помимо обычных обработок, нью скул требует разных фишек типа автотюна, питчей, дисторшна, пережатых компрессоров и так далее. Очень много разных способов сделать трек оригинальным по звучанию. Многие рэперы находятся в поисках новых, необычных звучаний. Я с радостью помогаю найти то звучание, которое они хотят.
Вот с чем я точно откажусь работать, так это тяжёлый рок. Вообще не мое, не представляю себя, даже просто записывающего рок.
Кого бы ты выделил из современных рэперов именно по исполнению?
Из русских или зарубежных?
И из наших, и из зарубежных.
Из русских в первую очередь, наверное, выделяется Feduk. Я думаю, тут даже объяснять не нужно. На самом деле, таких рэперов в России не очень много. В этот список я включил бы: T-Fest, Кидди, Thomas Mraz, Баста, Жак-Энтони. Остальных не вспомню сходу. Вот у этих ребят есть свои фишки в исполнении. И это довольно музыкально. Я давно заметил, что у нас очень много исполнителей которые вообще ни о чем, но при этом они пользуются популярностью… или я может что-то не понимаю? (смеётся)
А из зарубежных можно выделить почти всех. Там ребята знают толк в музыке. Но мне больше всего нравятся в плане исполнения: Drake, Young Thug, Quavo, Asap Rocky, Tory Lanez и много кто ещё. Назвать могу во много раз больше чем русских исполнителей. (смеётся)
А у кого хорошее сведение?
На самом деле, сейчас почти у всех популярных рэперов сведение и запись на очень хорошем уровне. Видно, что они серьезно подходят к созданию треков, и такие работы стоят немалых денег. Но встречались мне треки, которые были сведены не лучшим образом. Скорее всего это вина артистов, потому что студии, которые сейчас в топе делают работу очень качественно, там все профессионалы.
Не секрет, что звукорежиссёр теперь играет чуть ли не большую роль в создании итоговой песни, нежели сам исполнитель, но при этом остаётся вне внимания слушателя. Как ты к этому относишься и согласен ли с этим?
Да, вот это шикарный вопрос.
Сейчас звукорежиссёр может сделать песню даже из мычания. Люди в наше время не хотят учиться читать/петь, зачем? Ведь можно прийти на студию, спеть как попало и все сделают в лучшем виде. Никто даже и не заметит, что ты не умеешь петь совсем.
К сожалению, таких очень много. Работа эта не очень приятна, зато творческая, ведь приходиться самому делать песню: сочинять мелодию горе-певцу, делать ему грув и так далее. Для исполнителей важна популярность слушателей, а для звукорежиссёра важна популярность профессиональная, среди исполнителей и звукарей. А то что звукорежиссёр всегда в тени это нормальное явление, так всегда будет.
Несмотря на то, что звукарь остаётся вне массовой славы, он становится известен в определенных кругах музыкантов. Насколько эффективна подобная «реклама»?
Я считаю это самой эффективной рекламой, как ты говоришь. Если звукарь хорошо зарекомендовал себя в этих кругах, то о нем будут говорить, будут распространять в своих тусах. И это распространение на целевую аудиторию потому что каждый музыкант имеет свой круг по интересам, будь он рэпер или певец. Но помимо этого можно ещё приобрести известность у звукарей, и у этого есть свои бонусы.
Продвигаешь ли ты свои услуги в интернете?
Да, сейчас активно этим занимаюсь. И очень удивляет насколько бывают тупые люди. (смеётся) Они сами не знают, чего хотят, а общаться с клиентом, который не знает, что хочет очень неприятное занятие.
Кстати, в какой программе ты работаешь?
На данный момент сведением я занимаюсь в программе Pro Tools 10, минутка рекламы. (смеётся)
Но есть ещё программа, в которой я исправляю вокал, это широко известный Melodyne. Есть ещё много других программ, но я почему-то остановился на них.
Чем они лучше остальных?
Каждая программа по-своему удобна и хороша. Pro Tools - очень простая прога, хоть и полностью на английском. Я привык в ней работать. А так на вкус и цвет как говорится, кому какая нравится.
Что тебе не нравится в современной рэп индустрии в России?
Много что не нравится. Во-первых, это "исполнители", так сказать, которые ничего не умеют. Вообще бездари. И при этом пользуются спросом. То же самое блогеры в рэпе, типа Моргенштерна, Хованского и тому подобной чепухи. Ну это же невозможно слушать, это просто кал.
Ещё сейчас большая проблема это однотипность материала и копирование Запада.
Наши очень часто копируют западные треки , не редкость даже украсть точь-в-точь . Такое конечно имеет место, иногда. Но, к сожалению, русский рэп на этом базируется.
И как это преодолеть?
Боюсь блогеров никак не преодолеешь, они будут всегда. А на счёт преодоления байтерства, я не знаю. Возможно исполнителям стоит больше времени уделять развитию своих музыкальных и творческих навыков? И больше времени уделять на сочинение своих песен.