В отличие от большинства галактик в сердце NGC 6240 скрывается не одна, а две сверхмассивные черные дыры, активно поглощающие окружающую их материю.
«В отличие от Млечного Пути, который представляет собой относительно аккуратный диск, пузырьки и струи газа, вылетающие из NGC 6240, напоминают бабочку в полете. Мы подозревали, что эта структура могла быть образована ее двойным «сердцем», так как у галактик с одной сверхмассивной черной дырой мы никогда не видели ничего подобного», – рассказывает Франциско Мюллер-Санчес, ведущий автор исследования из Колорадского университета в Боулдере (США).
Чтобы проверить эту идею, исследователи объединили наблюдения космического телескопа «Hubble», Очень Большого Телескопа ESO и обсерватории Апачи-Пойнт в Нью-Мексико. В результате команде удалось установить, что взаимодействие выбросов сверхмассивных черных дыр и оттоков ионизирующего газа из областей звездообразования послужило толчком к началу рождения новых звезд, однако в будущем это даст обратный эффект. Кроме этого, эти «ветра» помогли создать массивное облако газа, напоминающее по форме бабочку.
«Данные трех телескопов позволили нам определить местоположение и скорость различных потоков газа в галактике. Это помогло выявить два типа ветров – связанных с дуэтом сверхмассивных черных дыр и с регионами звездообразования», – добавила Ребекка Невин, соавтор исследования из Колорадского университета.
Взаимодействие ветров изгоняет из галактики до 100 солнечных масс газа в год, что примерно соответствует скорости рождения звезд в ее сердце. Такой отток может иметь большие последствия для NGC 6240.
«Когда две галактики сливаются, начинается лихорадочный всплеск звездообразования. Однако сверхмассивные черные дыры и звездные ветры могут замедлить этот процесс, выдувая газ, который является строительным материалом для новых светил. Мы считает, что эта «отрицательная обратная связь» начинает нарастать в NGC 6240», – заключил Франциско Мюллер-Санчес.