Найти тему
ВИНЕГРЕТ НОВОСТЕЙ

8 фактов из жизни режиссера-художника Хаяо Миядзаки

Японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки имеет два Оскара и бессчетное количество призов, полученных на кинофестивалях. В 2014 году Миядзаки был включен в Зал славы научной фантастики. Его работы регулярно попадают в различные списки лучших мультфильмов «всех времен и народов». Но до сих пор для него огромным счастьем остается возможность рисовать собственными руками удивительные истории и рассказывать их детям.

  • Миядзаки – страстный поклонник авиации

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио в разгар Второй Мировой войны. С раннего детства маленький Хаяо грезил небом. Его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, которая производила детали для самолетов. 

Тема полетов, порой на самых фантастических летательных аппаратах, красной нитью прошла сквозь все творчество Миядзаки – от «Небесного замка Лапута» через «Порко Россо» и «Ходячий замок», чтобы достигнуть кульминации в последней на сегодня работе режиссера «Ветер крепчает». 

2. «Японский Дисней»

Миядзаки часто называют «японским Диснеем», но сам мастер не считает это комплиментом. И даже отдавая дань уважения работам американских коллег, он критикует их за то, что коммерческие интересы западные аниматоры ставят во главе угла и в погоне за новыми технологиями изменяют собственным традициям. В свою очередь Миядзаки на протяжении всей карьеры остается верен себе и предпочитает «старую школу» — полупрозрачные, акварельные краски и тона, реалистичная манера рисовки персонажей и невероятное внимание к деталям.

-2

3. Миядзаки не собирался становиться режиссером

Миядзаки пытался рисовать мангу еще во время учебы в школе. Но первой его серьезной графической работой стала «Навсикая из Долины Ветров». В 1982 году Миядзаки некоторое время сидел без дела и начал реализовывать скопившиеся у него многочисленные идеи, превратив их в комикс. Пост-апокалиптическая история о героической принцессе, защищающей мирную долину от войны за иссякающие природные ресурсы, выходила в журнале «Анимейдж». Изначальное соглашение с издателями запрещало Миядзаки экранизировать «Навсикаю», но популярность манги вынудила их просить аниматора снять по нему сериал. Миядзаки же был согласен только на полнометражный фильм. 

-3

4. Любовь к России

Классик аниме никогда не скрывал своей большой любви к советской мультипликации. Особенное впечатление на него произвели «Снежная королева» Льва Атаманова и «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, которого Хаяо и вовсе считает гением. Кроме того, при ближайшем рассмотрении в историях Миядзаки можно найти множество отсылок к русскому фольклору. Например, Ходячий замок из одноименного мультфильма — чем не модернизированная избушка на курьих ножках!

-4

5. Миядзаки снова научил детей мечтать

В 1985 году Миядзаки и Такахата открыли собственную студию анимации Ghibli. Это необычное название стало очередным реверансом в сторону авиации: оно было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, был назван арабским словом, означающим средиземноморский ветер сирокко. 

Миядзаки, говоря о своем детище, не раз признавался, что собственная студия позволила ему, наконец, начать снимать те фильмы, которые, как ему казалось, были так необходимы его зрителям. Он хотел снова научить детей мечтать, грезить о путешествиях и верить в чудеса. Безусловный успех его сказочных притч говорит о том, что ему это удалось.

-5

6. Миядзаки не любит получать награды

Миядзаки крайне редко посещает кинофестивали и церемонии награждения. Он почти никогда не бывает на пресс-конференциях, посвященные выходу его творений на экраны, и практически не дает интервью. 

В 2014 году Миядзаки все же почтил своим присутствием церемонию награждения Киноакадемии, чтобы получить свой приз за вклад в развитие кинематографа.

-6

7. В картинах Миядзаки отдельную роль играет природа

Миядзаки признается, что манера описания природы – одна из отличительных особенностей мультфильмов студии «Гибли»: «Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности».

Миядзаки всю жизнь любил путешествовать. В многочисленных поездках по миру он искал, прежде всего, натуру для своих картин. Из Уэльса он привез идеи для «Небесного замка Лапута» и «Ходячего замка». Интересно при этом то, что многие ландшафты из «Ходячего замка» Миядзаки «подсмотрел» во время путешествий по Казахстану и Эльзасу.

-7

8. Внимание к деталям

Одна из особенностей, которая отличает работы Миядзаки, заключается в том, что в них нет «плоских» и однозначных персонажей. Они не бывают полностью положительными или отрицательными.

Режиссер уделяет очень много внимания незначительным, казалось бы, мелочам. Обыденным деталям и повседневным, машинальным движениям персонажей. Именно благодаря этим мелочам мультфильмы Миядзаки так интересно пересматривать снова и снова. Все дело в том, что каждый отдельный кадр режиссер превращает в завершенную картину.

-8