Существуют два следующих предписания (то есть обязанности) – это намерение и воздержание:
- Намерение (нийят).
Его место в сердце того, кто решил соблюдать Пост. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Необходимо сделать намерение ночью, то есть в период времени от полного захода солнца и до начала рассвета дня Поста, в любое время этого периода. Для каждого дня Рамадана нужно сделать отдельное намерение сердцем с ночи до рассвета, а также, если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Например, если даже человек, соблюдавший Пост, после захода солнца сделал намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана до того, как разговеться, а затем не повторил своего намерения, этого достаточно для соблюдения Поста[1].
В намерении необходимо определить какой Пост решил соблюдать, например, это соблюдение Поста Рамадана или Пост-назр[2], или Пост-искупление (даже если при этом не определил причину искупления). По мазhабу имама Аш-Шафи‘ий одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно.
Исламские теологи сказали, что наиболее полным намерением для соблюдения Поста в месяце Рамадан является следующее:
«نَوَيْتُ صَوْمَ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هَذِهِ السَّنَةِ إِيمَاناً وَاحْتِسَابًا للهِ تَعَالَى»
Это означает: «Я намерился соблюдать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа[3]».
Некоторые ученые[4] сказали, что достаточно одного намерения в первую ночь месяца Рамадан на все дни этого месяца, но это получается в том случае, если на протяжении месяца Рамадан не нарушал ни одного дня Поста. В этом случае человек делает такое намерение в первую ночь Рамадана:
«نَوَيْتُ صِيَامَ ثَلاثِينَ يَوْماً عَنْ شَهْرِ رَمَضَانِ هَذِهِ السَّنَةِ»
Это означает: «Я намерился соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадан этого года».
Женщина, у которой вечером перед днем Поста прекратилась менструация или период послеродовых выделений, обязана намериться соблюдать Пост следующего дня Рамадана, даже если она ещё не сделала гусуль[5].
Принятие пищи и питья, сон, а также половые отношения после того, как человек сделал намерение, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.
Кто проспал ночь, не сделав намерения, и проснулся только после начала рассвета, тот обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, но этот день остается ему долгом.
Для соблюдения необязательного Поста, то есть Сунны, не обязательно, чтобы намерение было ночью до наступления рассвета, поэтому, если человек проснулся после начала рассвета и ничего не ел и не пил, он может сделать намерение соблюдать Пост-Сунну этого дня до времени зенита, такой Пост будет правильным.
- Отказ от всего, что нарушает Пост.
Обязательно воздержаться от:
- Принятия пищи, питья, а также попадание в организм[6] всего, что имеет размер, даже если он совсем малый, через открытые отверстия – рот, нос (даже если частички, попадающие в организм совсем мелкие, как, дым сигареты при курении), а также через передний или задний проходы (например, свечи), и все это в период от начала рассвета до полного захода солнца.
Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел, даже в больших количествах, то его Пост не нарушается.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ»
Это означает: «Тот кто, забыв о том, что он соблюдает Пост, ел или пил, пусть продолжит свой Пост. Воистину, Аллаh даровал ему еду и питье».
Передал имам Аль-Бухарий.
- Вызывания рвоты у себя при помощи пальца или какого-либо предмета, даже если при этом ничего не попало обратно внутрь. Это нарушает его Пост.
Если же рвота произошла непроизвольно, и при этом человек не проглотил ничего из рвоты, его Пост не нарушается. Однако он обязан очистить рот от нечистой слюны до того, как глотать её.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«مَنْ ذَرَعَهُ القَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَمَنِ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ»
Это означает: «У кого во время Поста была рвота не по его воле, то его Пост не нарушается и за ним нет долга, а тот, кто сам вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг».
Передал имам Аль-Хаким и другие.
- Совершение полового акта, даже если не было семяизвержения, а также мастурбация, если было семяизвержение, или семяизвержение произошло из-за непосредственного прикосновения – это нарушает Пост. В случае, если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.
А также каждый мусульманин обязан как в месяце Рамадан, так и в другое время сохранять свою Веру от всего того, что её нарушает, то есть от вероотступления, которое делится на три вида:
1) в словах: например, если кто-то ругает Бога, Кур`ан, Ислам[7];
2) в убеждениях: например, если кто-то думает, что Бог – это тело, дух, свет[8];
3) в поступках: например, бросить книгу Кур`ан в грязь или совершить саджда[9]идолу[10].
Отступление от Ислама (вероотступление) нарушает Пост, так как Вера для постящегося является условием правильности Поста.
Если у человека, соблюдавшего Пост, произошло что-либо, нарушающее его Веру, то его Пост нарушен. Он обязан немедленно вернуться в Ислам, произнеся Исламские свидетельства[11], а также он обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, до конца дня. Он обязан возместить этот день Поста сразу после окончания Рамадана и Праздника Разговения.
Пост нарушается при потере рассудка (сумасшествии) даже на мгновение, а также при потере сознания на целый день (т.е. от рассвета и до захода солнца). А если постящийся потерял сознание не на весь день, то его Пост не нарушается.
Пост того, кто сделал намерение его соблюдать, а затем уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех.
_____________________________________
[1] По мазhабу имама Абу Ханифы намерение для Поста месяца Рамадан можно сделать до полудня, если до этого не сделал ничего нарушающего Пост (полдень по Шари‘ату – это время между рассветом и заходом, незадолго до наступления зенита).
[2] Торжественный религиозный обет.
[3] Надеясь на вознаграждение, прося вознаграждение от Аллаhа.
[4] Согласно мазhабу имама Малика
[5] Полное ритуальное омовение.
[6] Например, голову, живот и т.п.
[7] Является неверием ругать или оскорблять все, что возвеличено в Исламе, как Намаз, Пост, Азан и тому подобное.
[8] Является неверием приписывать Аллаhу качества созданных, например, приписывать Аллаhу местонахождение, направление, движение, и другие недостатки.
[9] Земной поклон.
[10] А также человеку с намерением поклонения ему.
[11] Слова: «Нет божества, кроме Аллаhа, Мухаммад – Посланник Аллаhа».