Армения 1 часть
Не существует пути к счастью. Счастье это и есть путь.
Уэйн Дайер
Заканчивается первая неделя декабря. Сижу в красном икарусе времен 90-х со специфическим ароматом солярки и мазута, перемешанных с запахом обветшалых ковров, которые служат обшивкой кресел. Весь задний ряд сидений автобуса завален рюкзаками и чемоданами пассажиров, а багажный отсек заполнен неизвестным грузом, хозяин которого находится на границе с Грузией, об этом я узнал немного позже. На картинке сайта, где бронировал поездку по маршруту Москва – Ереван было написано, что время в пути составляет 42-52 часа, и далее описывался комфортабельный автобус европейского типа с прикрепленными фото. Но, видимо, не всегда изображение совпадает с действительностью. Да и внутри была такая легкость и чувство свободы, что комфорт отходил на третий план.
Вечером следующего дня мы подъехали к границе с Грузией. Все пассажиры по очереди начали подходить к окну, где находились пограничники, проверяющие документы. У нескольких армян был просрочен срок пребывания, а в остальном все шло гладко. Настала и моя очередь. Милая девушка лет 23 со светлыми волосами и синими глазами стала производить операции, которые уже делала миллионы раз: идентификация по фотографии в паспорте, проверка всех страниц… Как вдруг, открыв паспорт на шестой странице, она испуганно расширила глаза и резко начала кому-то звонить:
– Тут у молодого человека иранская виза!
Про себя думаю: ну опять началось, будут путать Иран с Сирией, новости с реальностью, и бородатого человека с мусульманином.
Охранник, стоявший на КПП, попросил проследовать за ним. Меня отвели в пустой кабинет метров 10-15 по площади, в котором располагались два стула и один стол плюс какие-то детекторы и оборудование для проверки багажа. Через 2 минуты в кабинет с моим паспортом зашел молодой худощавый паренек-пограничник лет 27-29 с автоматом Калашникова, перекинутым через плечо.
– Здравствуйте. Зачем вы едете в Иран?
– Чтобы посмотреть на древнюю персидскую страну воочию.
– А что, других стран нет? Сейчас же там опасно, война идет.
– Разве? Насколько мне известно, война идет в Сирии, а с Ираном мы союзники. Сирия, конечно тоже красивая страна, но это будет уж слишком безрассудным отправляться туда.
Какое-то время продолжался обмен подобными репликами. Смотрю, всё еще сомневается, думаю, как бы он еще кого не пригласил! Тогда автобус меня точно ждать не будет, и буду я по шпалам топать через всю страну, где вырос Иосиф Виссарионыч. Говорю, что далее лечу в Индию, у меня и бронь билетов распечатанная есть. Видимо, последний довод подействовал.
– Счастливого пути. Будьте осторожнее в путешествии.
В автобусе я уснул и какое-то время спал без сновидений, а проснулся оттого, что Амаяк, сосед, сидевший у окна, толкнул меня в бок:
– Смотри, какой вид красивый!
В этот момент мы уже поднялись к заснеженной вершине горы Казбек и начали съезд вниз. Ледяная вершина и живописные подножья даже в ночном сумраке гипнотизируют своей величественностью и невероятной силой. Кто в горах не бывал – красоты не видал. То, что я ощутил, невозможно передать ни текстом, ни фотографией, ни видеороликом. Горы нужно только видеть.