В данной статье мы не будем заострять внимание на том, что такое цели и для чего они используются, а расскажем о том, как настроить цели в Яндекс Метрике, убедиться в их работоспособности и оценить результат их работы.
Для того чтобы перейти к созданию целей необходимо открыть Яндекс Метрику под нужным аккаунтом - https://metrika.yandex.ru, выбрать счётчик для которого будут настраиваться цели и перейти к пункту меню: Настройка -> Цели -> Добавить цель
Яндекс Метрика позволяет добавить до 200 целей для одного счётчика.
Виды целей в Метрике
В обновлённом интерфейсе Метрики доступно 2 вида целей:
- Конверсионные.
Цели, которые используются для отслеживания показателей эффективности сайта. - Ретаргетинговые.
Цели, которые можно использовать в интерфейсе Яндекс Директа для гибкой настройки ретаргетинга.
Обе цели одинаково настраиваются и одинаково отображаются в отчётах Яндекс.Метрики. Отличие только в нажатой галочке «ретаргетинг», которая позволяет использовать отмеченную ею цель в настройках рекламных компаний Яндекса:
Типы целей в Яндекс Метрике
В интерфейсе Метрики на данный момент представлены 4 различных варианта постановки целей:
- «Количество просмотров».
С помощью данного сценария предполагается отслеживание количества страниц, которые посетил пользователь в рамках одного сеанса (сессии). - «Посещение страницы».
Данный тип цели фиксирует посещение конкретной страницы сайта, а также посещение виртуальных URL. - «JavaScript-событие».
Данный тип цели позволяет отслеживать события, взаимодействия пользователя с элементами сайта. Пример: клик по кнопке, заполнение форм и т.д. - «Составная цель».
Составная цель позволяет отслеживать всю последовательность действий, шагов, которые совершает пользователь на пути к конверсии.
После добавления цели необходимо нажать на кнопку «Сохранить» внизу страницы «Цели». Только после этого цель будет добавлена в настройки счётчика!
Цель: количество просмотров
Самая простая цель с точки зрения настройки.
Для чего используется
Данная цель используется для оценки уровня вовлеченности посетителей сайта. С её помощью можно быстро оценить какое количество пользователей двигались по структуре вашего сайта, а кто покинул его после просмотра 1-2 страниц.
Как настроить
Для корректной работы цели в графе «Просмотр» необходимо указать количество страниц сайта, при посещении которого будет фиксироваться выполнение цели, а также придумать простое и понятное название цели:
Где используется
Цель «количество просмотров» подходит как для информационных, так и для коммерческих сайтов.
Для интернет-магазинов, где основной целью является заказ/покупка товара, предполагается просмотр потенциальным покупателем следующих страниц:
- категория каталога;
- карточка(и) товара;
- страница «оплата/доставка»;
- страница контактов;
- корзина.
Если говорить об информационных ресурсах - данная цель подходит для блогов, новостных порталов и других сайтов, предполагающих перемещение пользователя между страницами и может НЕ подойти для статейных сайтов, где пользователя интересует ответ на один конкретный вопрос, подробно описанный в материалах статьи.
Важно! По-умолчанию в настройках счетчика в Яндекс.Метрике тайм-аут визита ограничен 30 минутами. При длительном бездействии пользователя на странице - например, при чтении объемной статьи - цель по отслеживанию количества посещенных страниц может фиксироваться не корректно. Для корректного отслеживания цели на информационных ресурсах рекомендуется с определенными интервалами сообщать Яндекс.Метрике об активности пользователя посредством отправки JavaScript-события.
Цель «количество просмотров» может помочь веб-мастеру или seo-оптимизатору сайта обнаружить проблемы с релевантностью контента посадочной страницы (страницы входа), ошибки с навигационным меню и другие недочёты.
Цель: посещение страниц
Самая часто-используемая цель в Яндекс Метрике.
Как, где и для чего используется
Цель «посещение страниц» можно использовать на любом сайте, для отслеживания посещений самых важных, приоритетных страниц/разделов/сегментов сайта.
Технически данный тип цели позволяет отслеживать следующие события:</>
- Посещение конкретной страницы
- Посещение определённого раздела сайта
- Посещение страниц, связанных по общему признаку
- Посещение «Виртуальных URL»
Как настроить
Для корректной работы цели «посещение страниц» необходимо заполнить 3 поля:
- Название цели
- Условие (тип условия в выпадающем списке)
- Значение условия
В Яндекс Метрике существует 4 типа условий для фиксирования цели «посещение страниц»:
1. url: содержит
По-другому, данное условие можно описать как «неточное вхождение». Условие используется для отслеживания посещений страниц, которые можно объединить по вхождению в URL одинакового параметра.
Например, мы хотим объединить посещения всех страниц фильтра на сайте. Мы знаем, что страницы фильтра выглядят вот так – http://site.ru/catalog/razdel/?filter=on&size=5&color=yellow, то есть их все объединяет вхождение слова «filter» в URL-адрес страницы. Для того, чтобы цель работала достаточно добавить слово «filter» в качестве значения условия.
2. url: совпадает
По-другому, данное условие можно описать как «точное соответствие». Учитываться будут только посещения страницы, указанной в поле «Значение».
3. url: начинается с
Используется для отслеживания посещений группы страниц с одинаковым началом URL-адреса. Чаще всего условие используется для фиксирования посещений определённого раздела сайта. Например, если вписать в поле «Значение» URL «/catalog/phones/», то учитываться будут все посещения страницы «/catalog/phones/» , а также посещения всех вложенных страниц, например «/catalog/phones/iphone/»
4. url: регулярные выражения
Используется для отслеживания посещений страниц, объединённых по произвольным параметрам/шаблонам.
Для корректной настройки необходимы базовые знания синтаксиса регулярных выражений.
Например, нам необходимо отследить все посещения карточек товара на сайте. Мы знаем что все карточки товара имеют вид http://site.ru/catalog/item_42/ , http://site.ru/catalog/item_76/ и т.п.
Для настройки цели достаточно добавить в графу «значение» выражение - «/item_[0-9]+/».
Lifehack! Цели типа «посещение страниц» можно также настраивать для виртуальных URL/javascript-событий. Несмотря на то, что Яндекс выделил под отслеживание javascript-событий отдельный блок, события, настроенные в блоке «посещение страниц», также будут корректно функционировать.
Цель: javascript-событие
Используется для отслеживания взаимодействия пользователя с функционалом сайта.
Как и для чего используется
Возможных сценариев работы с отслеживанием «javascript-событий» в Яндекс Метрике огромное множество. Перечислим основные из них:
- Клик по кнопке («в корзину», «сравнение товаров», «оформить заказ», «заказать обратный звонок»)
- Успешная отправка формы («обратный звонок», «заказ товара», «оставить комментарий»)
- Использование кнопок «социальных сетей» на сайте
- Любое целевое действие в рамках вашего сайта (клик на ссылку «подробнее», «подписка на рассылку», «просмотр фотографий в галерее», «время просмотра страницы более 30 секунд» и т.д.)
Для настройки целей типа «javascript-событие» в Яндекс Метрике понадобится доступ к файлам сайта по ftp-протоколу, а также умение редактировать html и javascript код.
Если вы сомневаетесь, что сможете корректно разместить коды фиксирования целей на вашем сайте – доверьте эту задачу профессионалам (веб-мастерам, frontend-разработчикам), так как неверное выполнение задачи может повлечь за собой некорректную работу сайта.
Как настроить
Настройка целей типа «javascript-событие» состоит из 2-х этапов:
1. Настройка цели в панели Яндекс Метрики
Для добавления цели необходимо заполнить название цели и название идентификатора цели:
2. Добавление javascript-кода фиксирования цели на сайт
Добавление javascript-кода фиксирования цели на сайт
После добавление цели в интерфейсе Яндекс Метрики необходимо добавить идентификатор цели в html код страницы с помощью метода Reachgoal. Метод Reachgoal отвечает за отправку данных о достижении цели в Яндекс Метрику.
Есть несколько способов добавления кода целей Метрики на сайт:
1. Использование в html-коде элемента атрибутов onclick, onsubmit.
Допустим нам необходимо зафиксировать клик по кнопке «В корзину» в карточке товара. Для этого необходимо найти шаблон карточки товара на ftp-сервере, открыть его в текстовом редакторе и найти html-код кнопки «в корзину».
Пример кода кнопки «в корзину»
Для установки цели на кнопку необходимо добавить атрибут onclick (который отрабатывает по клику на элемент) со следующим значением:
onclick="yaCounterXXXXXXXX.reachGoal('add_to_cart'); return true;"
Вместо XXXXXXXX необходимо добавить номер вашего счётчика Яндекс Метрики. Номер счётчика можно скопировать в разделе: Настройка -> Основное -> Код счётчика
После добавления атрибута onclick, код элемента (кнопки) должен выглядеть следующим образом:
После редактирования кода необходимо сохранить обновлённый файл на сервере, после чего фиксирование кликов по кнопке «в корзину» в карточке товара начнёт работать.
Атрибут onsubmit работает аналогичным образом, за исключением того, что добавлять его нужно внутрь открывающего тега FORM.
2. Добавление кода целей в javascript файл.
Отправку событий в Яндекс Метрику можно настроить как с помощью атрибутов onclick и onsubmit, так и создав отдельный Javascript файл с настройками по отслеживанию кликов и других событий.
Абстрактный пример файла с настройками goals.js:
Составная цель
Позволяет отслеживать последовательность действий пользователя на сайте, перед совершением целевого действия.
Составные цели в Яндекс-Метрике – это мощный инструмент, позволяющий максимально точно определить эффективность работы сайта. Отличие составной цели от обычной в том, что вы можете задать до 5 шагов, которые посетитель совершает на пути к выполнению целевого действия.
Составная цель должна быть моделью «идеального» поведения пользователя на вашем сайте, а шаги - повторять этапы воронки конверсии.
Для чего используется.
Составные цели полезны, когда необходимо проанализировать эффективность работы сайта. Грамотная настройка составных целей в Яндекс Метрике и их последующий анализ могут ответить на следующие важные вопросы:
- Почему пользователь ушёл с сайта?
- На каком этапе посетители чаще всего покидают сайт?
- По какой причине пользователи уходят в процессе оформления заказа?
Для создания подобной цели необходимо иметь четкое представление – каким должно быть поведение пользователей на вашем сайте, какими должны быть промежуточные итоги и какой вы видите финальную цель.
Примеры интеграции
- Интернет-магазин.
Для «электронной коммерции» настраиваемая цепочка действий (воронка продаж) пользователя на сайте чаще всего состоит из следующих шагов: - «Положить товар в корзину»
- «Переход на страницу корзины»
- «Заполнение персональных данных»
- «Оплата товара» (только если есть возможность отслеживания)
- «Заказ успешно оформлен» (отдельная страница или блок с подтверждением успешного оформления заказа).
- Количество шагов цели может варьироваться, в зависимости от функционала вашего сайта.
- Блог.
Для оценки эффективности постов в блоге можно настроить в Метрике составную цель следующего вида: - Просмотр поста блога
- Подписка на рассылку
- Регистрация на сайте
Как настроить
Для создания воронки необходимо нажать кнопку «добавить цель», после чего выбрать пункт «Составная цель». Далее необходимо последовательно вписать названия шагов и условия их выполнения (условий может быть несколько). В качестве условий могут быть как посещение страниц(ы) сайта, так и javascript-события.
Пример настройки составной цели в интерфейсе Яндекс Метрики:
Важные моменты
- Для фиксирования выполнения составной цели в Яндекс Метрике обязательно должны быть последовательно пройдены все шаги.
- Шаги цели необязательно должны быть выполнены подряд, то есть между выполнением шагов пользователь может ходить по другим страницам сайта и совершать действия, не связанные с цепочкой воронки.
- Для каждой цели можно задать до 5 шагов.
- Если таймаут сессии пользователя (по умолчанию - 30 минут) превышен – цель не учитывается.
Совет: настраивайте цепочку шагов цели таким образом, чтобы каждый следующий шаг был невозможен без выполнения предыдущего. Таким образом вы будете получать 100% корректные данные по поведению посетителей сайта.
Проверка целей
Для проверки работоспособности целей, настроенных с помощью метода Reachgoal, в Яндекс Метрике существует специальный GET-параметр ym_debug=1. Для использования данной методики нет необходимости владеть навыками программиста или web-мастера.
Порядок действий следующий:
- Запомните идентификатор цели (шага цели), которую вы собираетесь проверить
- Откройте страницу на которой должен срабатывать код цели
- Добавьте в URL страницы GET-параметр - ?ym_debug=1 и нажмите Enter. В адресной строке браузера должен получиться URL вида http://www.site.ru/page/?ym_debug=1
- Откройте отладочную консоль разработчика в браузере. Проще всего это сделать посредством нажатия клавиш Ctrl + Shift + J
- Произведите целевое действие (допустим это клик по кнопке «в корзину»)
- После выполнения целевого действия в консоли должна появиться вот такая строка: Reach goal. Counter: XXXXXXXX. Goal id: ИДЕНТИФИКАТОР ЦЕЛИ. Params: ДОП. ПАРАМЕТРЫ
Вместо XXXXXXXX – будет отображаться номер счётчика Яндекс Метрики, установленной на сайте.
Если в конце проверочной строки вы видите надпись «Params: undefined» - это НЕ является ошибкой! Метод Reachgoal позволяет передавать дополнительные параметры в Метрику, если доп. параметры не передаются, выводится надпись: «Params: undefined».
Если в процессе тестирования проверочная строка в консоли браузера выводится, это означает, что цель (шаг цели) работает, данные в Метрику отправляются. Если данные в консоли не появляются, значит цель не фиксируется счётчиком Яндекс Метрики.
Причины, по которым могут не фиксироваться цели:
- На странице не установлен счётчик Метрики
- Счётчик Метрики блокируется другими скриптами (например ADblock)
- Идентификатор цели в интерфейсе Метрики и в методе Reachgoal не совпадает.
- Неправильно указан номер счётчика в методе Reachgoal.
- Метод Reachgoal размещён правильно, но не происходит событие, которое вызывает метод (не срабатывает onclick, onsubmit итд)
- Метод Reachgoal вызывается до инициализации кода счётчика Яндекс Метрики.
- Если цель составная – необходимо проверить правильность настройки всех шагов.
GET-параметр ym_debug=1 используется только для проверки целей, использующих метод Reachgoal. Если у вас не работает цель на посещение страницы(страниц), возможно вы неправильно указали URL или условие выполнения цели (например в условии выбрано «URL: совпадает» вместо «URL: содержит»). Внимательно проверьте все настройки.
Если цель (в случае с составными целями – все шаги) работает корректно – данные по достижению цели появятся в интерфейсе Яндекс метрики через 15-20 минут.
Анализ конверсии целей
После того как вы корректно настроили цели и накопили статистику по ним, самое время проанализировать эффективность работы вашего сайта или отдельно взятого функционала.
Как выглядят отчёты по целям
Для начала необходимо открыть отчёт по конверсиям в Яндекс Метрике Для этого нажимаем «Отчёты» -> «Стандартные отчёты» -> «Конверсии»:
Когда отчёт откроется, вы увидите перечень созданных вами целей, а также настройки их отображения:
Вы можете задать период, за который хотите просмотреть статистику, изменить параметры детализации данных (по дням, по неделям, по месяцам), а также сегментировать выполненные цели по определённому признаку, например, посмотреть все достигнутые цели для посетителей с органического поиска.
Что изображено на графике
На каждом графике мы видим две линии:
- Достижение цели
Количество раз, которые была выполнена цель за выбранный период детализации (день, неделя, месяц). - Конверсия
Коэффициент конверсии цели за выбранный период детализации. То есть если в день на сайт пришло 200 посетителей и количество достижений цели равно 10, то коэффициент конверсии будет равен 5% = 10 конверсий / (200 посетителей / 100 %).
Точки на графике строятся в зависимости от уровня детализации. Если выбрана детализация по дням – то каждая тока на графике отображает статистику за определённый день, если выбрана детализация по месяцам – то за месяц.
Слева от графика расположена информация о количестве целевых визитов за выбранный период времени (количество посещений, в процессе которых была достигнута цель) сумме достижений цели за тот же период, а также выводится средний коэффициент конверсии цели:
Как смотреть составные цели
Отчёт по статистике составных целей практически не отличается визуально от отчёта по простым целям. Шаги и статистика по шагам идут последовательно, один за другим до финального шага:
Единственное отличие, это пиктограмма воронки справа от названия шагов:
С помощью воронки вы сможете анализировать на каком этапе конверсии вы теряете наибольшую часть потенциальных покупателей/клиентов, исследовать возможные причины ухода посетителей, принимать решения о доработке того или иного функционала сайта и вносить коррективы в вашу маркетинговую стратегию.
Советы и рекомендации
Напоследок несколько советов относительно работы с целями и конверсиями:
- Несмотря на возможность добавить в интерфейсе Яндекс Метрики до 200 целей, не спешите настраивать отслеживание «всего и вся». Подумайте какие цели действительно смогут дать вам полезные данные на выходе. Не спешите создавать простые цели на просмотр той или иной страницы. Помните, что вся статистика по просмотру/посещению страниц хранится в отчётах Яндекс Метрики и большую часть информации можно получать без создания специальных целей и событий.
- Помните об основах работы с микро и макро-конверсиями. Многие владельцы сайтов и маркетологи ограничиваются настройкой воронки продаж и ждут, что статистика по этой цели даст ответы на все вопросы, но зачастую этого не происходит. Помните, что посетители сайта не роботы. Пользователи переходят на сайт с определённым интентом (намерением, посылом) и каждый посетитель преследует исключительно свои цели. Отслеживайте все возможные способы взаимодействия с пользователем внутри сайта. Чем более понятными для вас будут паттерны поведения людей на вашем интернет-ресурсе, тем лучше вы сможете на них влиять и направлять в нужное русло.
- При настройке целей не нужно торопиться, цена ошибки может быть достаточно высока. Например, неправильно выставив условия фиксирования цели вы будете получать неполную или некорректную статистику по выполнению этой цели и с большой долей вероятности даже не заметите этого. Потратьте лишние пару минут на проверку всех сценариев выполнения целей внутри сайта, чтобы быть уверенным, что собираете правильные данные.