Скандал вокруг авангарда в Ростове разгорелся нешуточный! Началось все с рядовой проверки принадлежащей музею «Ростовский кремль» коллекции произведений авангарда. Исследования реставраторами Русского музея. Шок! Было выявлено аж 8 подделок, 6 из которых были подарены музею в 2014 и 2016 годах частным меценатом, а 2 относятся к личной коллекции музея. Двум последним картинам и посвящён мой материал.
Картины поступили в музей в 1922 году из фонда Музейного бюро Наркомпроса. В 1924 году к ним присоединилось 2 полотна из Ярославской художественной галереи, в 1926 году ещё одна работа.
Экспертиза признала поддельными две картины: Малевич «Самовар» (около 1913 года) и Попова «Беспредметная композиция» (1918 года). Специалисты единогласно пришли к мнению, что эти картины написаны гораздо позже — во второй половине 20 века.
Что примечательно, многим известно, что оригиналы этих полотен хранятся в нью-йоркском музее, кому и зачем было выгодно выдавать ростовские картины за оригинал, предположительно понятно — на Малевича народ охотно шёл. В ряде ключевых изданий 1990-х годах подделки из Ростовского музея по-прежнему публиковались как подлинники.
В феврале 1996 года в американском журнале Art News вышла статья «Fake. The betrayal of the Russian avant-garde». Где было прямо написано, что ряд картин, в Ростове в частности, были копиями, выполненными одной рукой.
Поддельный «Самовар» Малевича поколесил по многим российским и зарубежным выставкам, где выставлялись в качестве несомненных подлинников.
Молодая администрация Ростовского музея до последнего времени не знала о существовании серьезной проблемы, связанной с коллекцией авангарда. В коллективе музея было известно об имеющемся в Музее современного искусства в Нью-Йорке неком «варианте» «Самовара» Малевича.
Теперь главная фишка: как подделка попала в музей? Предположительно это могло произойти во время реставрации. Однако этот вариант не соответствует реальности. Впервые некоторые работы из коллекции авангарда Ростовского музея реставрировались в 1981 году. После целого расследования выяснилось, что подмена случилась до 1977 года.
Еще более полное указание можно найти в Интернет-каталоге собрания Музея современного искусства в Нью-Йорке (MоMA), где сейчас находится «Самовар» Малевича из Ростовского музея. В МоМА предмет был приобретен в 1983 году. В 1977 году был в собственности McCrory Corporation (владелец — бизнесмен из Израиля Meshulam Riklis). В 1972 году был продан на аукционе Sotheby's в Лондоне. В 1922 году находился в... Ростовском музее (!). Интересно, правда?
Расследование это поистине детективной музейной истории будет продолжаться. Ростовский музей оповестил Минкультуры о том, что картины — подделка. Об краже подлинником заявили в полицию. Картины «Самовар» Малевича и «Беспредметная композиция» Поповой теперь зарегистрированы в базе пропавших (утраченных) культурных ценностей Министерства культуры РФ.
Надеюсь, было интересно! Подписывайтесь, рассказывайте об этом канале, ведь впереди еще больше крутых статей и новых открытий!