Найти в Дзене
Робототехника

Хитрости электронщиков. Тиристоры или реле.

Данный раздел наших публикаций совсем новый и ориентирован уже на людей с опытом и реализацией готовых проектов и схем. Новичкам, будет интересно как саморазвитие и использование этих "фишек" на будущее.

Многие из опытных любителей радиоэлектроники, знают, что такое тиристор и как он работает. Конечно для переменного напряжения используют спаренные тиристоры - симисторы. Очень часто его используют как мягкий пуск, или как без шумовое включение силовой нагрузки. Особенность в том, что как правило на нагрузку подаётся синусоида с нулевого значения (есть такая особенность у некоторых моделей).

Вместо симистора можно использовать реле. Реле это отличная гальваническая развязка между силовой и управляющей цепью, но есть свои недостатки:

1 В момент коммутации и выключения идут большие помехи в цепь управления (желательно иметь разгрузочной диод),

2 При большой индуктивной нагрузке (особенно двигателя) идет подгорание контактов, так как в момент замыкания (большие токи - почти короткого замыкания) и размыкания (возможно искрение из-за индуктивности).

3 Во все эти моменты идут мощные шумы, которые могут влиять на микросхему управления.

-2

Но есть и достоинства перед симисторами:

1 В момент эксплуатации на реле практически отсутствует напряжение, и поэтому весь износ у реле в момент пуска и остановки.

2 Реле проще подключать и понятнее, также для реле не нужен радиатор.

Но сейчас немного другая идея.

Для того, чтобы делать мягкий пуск на двигателях и не ставить мощный радиатор на симистор, предлагается подключать симистор и реле параллельно. Да да, именно в параллель. Но тут важен алгоритм включения и выключения этих элементов.

Алгоритм используем следующий:

1 Запускаем симистор через управляющий элемент.

2 Ожидаем 2-3 секунды или период плавного пуска.

3 Запускаем реле.

4 Время работы установки

5 Выключаем реле.

6 Ожидаем необходимое время.

7 Выключаем симистор.

-3

Какой же недостаток у этой схемы есть, конечно же это дополнительные расходы на реле, место под него на плате и работа по сборке.

В остальном только плюсы:

1. Минимальный износ симистора и реле

2. Мягкий пуск и останов для нагрузки

3. Отсутствие радиатора

4. Отсутствие больших шумов в коммутации.

Конечно же если есть определенные алгоритмы запуска через симистор и они укладываются в несколько секунд, то такая схема просто идеальна.

Если Вам понравилась статья подписывайтесь и жмите "лайк"

Также рекомендуем к прочтению.