По пути к югу у меня была запланирована поездка в Мокру Гору, но туда я в итоге попала только на обратном пути. Потому что вышла одна… нет, две, даже три маленьких незадачи. Во-первых, по совету Светланы я взяла билет на автобус до Златибора, от которого до Мокрой Горы было ближе, чем от Ужице. Оказалось, напрасно, потому что от Златибора, в отличие от Ужице, туда как раз ничего не ходит. Впрочем, автобус между Ужице и Златибором бегает довольно часто, и ошибку легко было бы исправить, выйдя из него на повороте недалеко от Мачката и достопив до Мокрой Горы, но помешали две другие незадачи. Где-то через час после выезда из Белграда горизонт всплошную заволокли низкие серые тучи, и заморосил мелкий дождик. Так что надвинувшиеся почти внезапно горы, сменившие собой зеленые холмы, были издевательски мокрыми уже все. А рассмотреть из окна автобуса прекрасное Овчарско-Кабларское ущелье мешала противная белесая дымка и капли на стекле.
В том же ущелье подстерегала третья гадость – где-то впереди в тоннеле произошла авария, и вся трасса стояла часа, наверное, три – пока не приехала полиция и эвакуатор (люди там, кажется, не пострадали). Да, напрасно я не поехала в Ужице на поезде – решила, что автобусом быстрее, ага…
В результате в Златиборе я оказалась уже в пятом часу вечера; темнело в этих краях в конце сентября в семь, а стало быть, добраться до Дрвенграда и Шарганской «восьмерки» я могла в лучшем случае за час до темноты, при том, что ночевка там, при упомянутых напрягах с деньгами, в мои планы не входила. В лесу же, учитывая миниатюрность палатки, холод, дождь и возможные проблемы с лесниками, она тоже обещала стать весьма некомфортной. Стало быть, устраиваться на ночевку нужно было либо в самом Златиборе, либо возвращаться с этой целью в Ужице. Это означало потерянный практически впустую остаток дня, так как гулять в такую морось и собачий холод по Златибору, да еще с тяжелым рюкзаком (камеры хранения на автостанции, естественно, не было) мог только мазохист.
И вообще, как оказалось, заехала я в место страшно жлобское и непригодное для обитания вольного туриста: кругом, на сколько хватало глаз, простиралось сущее монте-карло: какие-то светящиеся вывески и рекламы, понтовые и явно дорогие рестораны и звездные отельчики с номерами по 50 евро и выше. Впрочем, как мне объяснили в пункте туристической информации рядом с автостанцией, можно найти и по 30, а в частном секторе – и того дешевле, за 20-25. Кемпингов тут, несмотря на популярность этого места среди туристов, не водилось.
Все это меня категорически не устраивало, равно как и усиливающийся дождь. В ожидании автобуса до Ужице я согрелась чашкой кофе и подкрепилась жареной колбаской «с прилогами» и булочкой в одной из ближайших забегаловок, а когда вышла оттуда, увидела разворачивающийся на площади автобус с табличкой «Приеполье». Ага, вот куда мне нужно! Потому что следующим пунктом моего маршрута был Милешевский монастырь с гробницей Святого Саввы и знаменитой фреской XIII века «Белый Ангел на Гробе Господнем». А в монастыре наверняка можно устроиться на ночлег! Мокра Гора подождет, пока я буду возвращаться обратно… Так что не стоит терять время. Только вперед!..
В автобусе работал телевизор. О чем речь в фильме, я понимала с пятого на десятое, но пара актерских лиц была мне знакома по фильмам Кустурицы. Мария Петрониевич (Ясна из «Завета») играла молоденькую медсестричку в клинике, а одним из пациентов был раненый бандит, ослепший и парализованный (Никола Койо, бывший обаятельный гад Филиппович из «Жизни как чудо» выглядел в этой роли весьма и весьма… :)).
Но еще интереснее было то, что лицезрелось за окнами, пока автобус ехал извилистыми дорогами Златибора - не упомянутого выше курортного городка, а сказочной холмистой местности, где дремучие сосновые леса перемежались горными лугами, на которых паслись овцы. «Златибор» вообще-то – «золотая сосна», и говорят, что сосны здесь какой-то особой породы, с хвоей, отливающей золотистым, но мне он запомнился скорее золотыми лугами – с пожелтевшей мокрой осенней травой в предзакатном сумеречном свете… И всюду, тут и там, были разбросаны деревушки – скорее хутора по нашим меркам: там на склоне пара домов, и в низинке – один, и вон там, на той горе, светится окошко… Проезжали и какой-то монастырек, и другой, и я несколько раз порывалась выйти из автобуса и остаться где-нибудь здесь жить прямо сейчас, прямо насовсем, но останавливал билет и наличие цели. Когда-нибудь. Потом…
Продолжение следует...
Надежда Локтева.