Найти тему

Российские археологи в Гватемале. Часть I: Ягуары

Весной 2015 года наша археологическая экспедиция работала в Эль Манантиале. Этот крупный город древних майя, расцвет которого пришелся на VIII век, находится в джунглях северной Гватемалы, ровно на полпути между Тикалем и Калакмулем – столицами двух «сверхдержав» древних майя.

Руины города спрятаны в самом сердце джунглей, вдали от дорог и населенных пунктов (до ближайшей деревни 70 километров пути по заброшенным дорогам через джунгли). Поэтому туристов здесь нет, а храмы, дворцы и жилые дома древних жителей поселения I тысячелетия нашей эры сегодня покрыты землей и густой растительностью. Две недели наш полевой лагерь стоял прямо на одной из древних площадей, в окружении храмовых ансамблей VII-IX веков – впрочем, неотличимых сегодня от обычных холмов, поросших пальмами и кустарником. 

-2

На исходе первой недели в Эль Манантиале в сотне метров от лагеря, прямо возле нашего раскопа в центре северной площади, появились ягуары. Они пришли ночью, по меньшей мере, двое, самка и самец, хотя некоторые из наших рабочих утверждали, что был и третий. Нужно сказать, что ягуары сторонятся людей не меньше, чем люди – ягуаров. Совсем иное дело пума. Этот представитель кошачьих – царь сельвы северной Гватемалы. Местные говорят, что там, где прошла пума, ягуары не появляются три дня. При встрече с пумой следует отдавать себе отчет в том, что дуэль практически неизбежна. В случае встречи с ягуаром, вероятнее всего вы оба предпочтете продолжить свой путь. Но в период брачных игр, как известно, звери ведут себя несколько иначе, и конец марта приходится именно на этот период

-3

Наверное, эта история с ночным визитом ягуаров на наш раскоп быстро бы забылась и стала поводом для шуток, если бы она не получила продолжение следующим же вечером. На закате в двух десятках метров от лагеря, чуть ниже по южному склону, прямо на нашей тропинке мы обнаружили свежий след ягуаровой лапы и его «метку». Эта находка была воспринята как недвусмысленная угроза в наш адрес от ополоумевшего от гормонального всплеска зверя.

По накалу страстей и эмоциям лагерь в тот вечер напоминал осажденную крепость. Ужин с обнаженными мачете, сосредоточенное молчание и одинокий свет мощного фонаря словацкого исследователя Тибора, раз в несколько минут разрывавший полотно непроглядной мглы, окружавшей лагерь.

-4

Результатом всеобщего напряжения стала готовность директора археологического проекта словака Милана Ковача снять наш манантиальский лагерь и переместиться на станцию экологов в Дос Лагунос, что расположена в нескольких километрах севернее, в том случае, если ягуары дадут о себе знать вновь. Ночь прошла в тревожном ожидании, но без происшествий, как и все последующие дни. Лишь в последний вечер в Манантиале мы вновь услышали протяжное мяуканье, доносившееся с северо-западной стороны северной площади, но, кажется, что в этот раз это был маргай – обитающая в этих краях длиннохвостая кошка...

Гватемала – Москва