Найти тему
Советская авиация

Экскурсия по Преображенскому району Москвы

Хапиловка протекала между двух подмосковный сёл, известных как родина русской гвардии: Преображенское и Семёновское. След этих времён - в названии окрестных улиц: Девятая Рота, Барабанный и Палочный переулки.

Наш путь лежит по правому берегу Хапиловки, крайне богатому на достопримечательности. На повороте ветки стоит деревянное здание со старинной вывеской «Металлоремонт СБ».

На пересечении Суворовской со 2-м Электрозаводским переулком стоит прекрасное заводское здание.

А на пересечении с Буженинова - деревянный дом из застройки Преображенской слободы.

Удивительный след снесённого дома на Суворовской, 31.

Доходный дом Лерх на Суворовской, 27.

По соседству - отделение полиции района Преображенское. У здания буквально отслаивается один и углов, его держат подпорки.

Короткий 1-й Суворовский переулок с обоих сторон держат фасады промышленных зданий.

В Ковылином переулке наложились времена и архитектурные течения. На первом плане усадьба и типография Г.К. Горбунова, где в начале прошлого века печаталась старообрядческая литература. На заднем плане советские дома различных проектов, а вдалеке - современная офисная громада с непонятным названием «Прео-8».

На противоположной стороне вала на 26 гектар раскинулось мемориальное Преображенское кладбище. Оно возникло во время чумного бунта 1771 года, когда Екатерина отправила своего фаворита Григория Орлова для его усмирения, в честь чего в Царском Селе были сооружены триумфальные ворота с надписью „Орловым от беды избавлена Москва”. Тогда московским старообрядцам-беспоповцам было разрешено устроить около Преображенской заставы кладбище и карантин. Создатели кладбища относились к федосеевскому согласию, основанному Феодосием Васильевым, поначалу примыкавшего к поморцам, а потом размежевавшемуся с ними. Среди членов согласия было немало влиятельных купцов, поэтому к концу XVIII века здесь выросла большая старообрядческая община. Монастыри и кладбище назывались Богаделенным домом ради успокоения официальной религиозной власти.

На кладбище стоит небольшая часовня во имя Николая Чудотворца в готическом стиле, напоминающая баженовские постройки усадьбы Царицыно. Она построена в 1804-05 годах по проекту Ф.К. Соколова.

Рядом стоит чугунная часовня Креста Господня конца XIX века.

К северу от входа на кладбище сохранились башни и фрагменты стен женского монастыря.

В его центре в 1811 году возвели Крестовоздвиженскую старообрядческую церковь, не закрывавшуюся и в советский период.

Южнее располагается мужской монастырь, ядром которого является Успенский храм.

Надвратный Крестовоздвиженский храм монастыря возведён в 1805-07 годах по проекту того же Соколова, что и часовня на кладбище. По бокам от ворот разместились кельи.

В середине XIX века политика в отношении старообрядцев вновь была ужесточена, вследствие чего в 1854 году мужской монастырь был передан единоверцам. В 1865 году здесь образовался Никольский монастырь. Успенскую часовню дополнили храмом Николая Чудотворца, а перед ним в 1879 году возвели высокую колокольню в русском стиле. В 1930-х годах стены монастырей были частично разрушены, на большей части женского монастыря разместился колхозный Преображенский рынок. Сейчас здесь располагаются две старообрядческие общины, поморского и федосеевского согласий.

А ещё здесь обитает этот Василий.

В прекрасном модернистском здании, построенном для общины в 1912 году по проекту Льва Кекушева, находится туберкулёзный диспансер.

Преодолеем небольшой участок по Ткацкой улице. Здесь сохранилось немало примечательных кирпичных промышленных сооружений, как, например, здание фабрики «Раузер Вибер и Кº».

Ткацкая улица появилась здесь в 1897 году после вырубки Благушинской рощи, названная в честь коронованного за год до этого императора Наколаевской. В 1922 году она была переименована но находившейся на ней Семёновской мануфактуре. На углу с улицей Ибрагимова в старых корпусах располагается 3-й цех завода «Салют».

Черкизовский пруд - один из древнейших в Москве и относится, вероятно, к XIV веку. Над прудом стоят несколько замечательных зданий. В частности, это детский дворец творчества Восточного округа, а на самом берегу - сгоревший и много лет заброшенный кинотеатр «Севастополь». Правее - купола Ильинской церкви, за ними бывший дом московского митрополита, по которой пруд назывался Архиерейским. Насыпь между прудом и Большой Черкизовской улицей - это совсем не плотина, а крытый метромост, сооружённый в 1990 году при продлении Сокольнической линии на восток. На снимке тридцатилетней давности никакой насыпи нет, улица проходит по самому берегу водоёма.

В небольшом парке стоит храм Ильи Пророка, построенный в Черкизово в конце XVII века. Село названо по имени владельца - перебежавшего из татарского стана царевича Серкиза. Позже селом владел другой татарин - Илья Озаков, поставивший здесь деревянный храм с приделами Ильинским и Алексеевским. Имена приделов сохранились и в настоящей церкви. На другой стороне Большой Черкизовской среди новых домов до сих пор сохранилась часть трассы Азаковской улицы, шедшей вдоль левого берега Сосенки.

Около церкви в 1861 году похоронен знаменитый прорицатель и юродивый Иван Яковлевич Корейша, почти всю жизнь проведший в стенах Преображенской психиатрической больницы. К Корейше обращались за предсказаниями многие москвичи, в основном женщины. Визит к юродивому стоил 20 копеек, заметную сумму для XIX века, поэтому больница получала с него определённый доход. Когда же он умер, между несколькими церквями развернулась настоящая борьба за право похоронить его у своих стен. Многие почитают Корейшу и сегодня, его молгила содержится в хорошем состоянии и накрыта балдахином. У входа размещена просьба не рассыпать у захоронения никаких сыпучих продуктов.

После Озакова Черкизово владел сам митрополит Алексий, а затем оно перешло во владения Чудова монастыря, здесь разместилась архиерейская дача. Деревянное строение возвёл в 1870 году архитектор В.Н. Карнеев по указанию митрополита Иннокентия, бывшего до этого Алеутским епископом. Он прославился на ниве просвещения коренных жителей Аляски и в 1977 году был объявлен святым. На даче он устроил домовую церковь во имя московского митрополита Алексия и иркутского епископа Иннокентия.

В 1990-е годы дом вяло ремонтировался, пока не сгорел в пожаре. Сейчас он восстановлен для загородного дома Московского патриархата, однако со старым строением имеет мало общего.

Выше по течению Сосенки тянутся новые кварталы, не сохранившие никаких достопримечательностей, поэтому экскурсия заканчивается у Черкизовского пруда.