По окончании молебна с акафистом преподобному Амвросию Оптинскому, мы приложились к раке с его мощами и пошли на литургию в Свято-Казанский храм. Икона Божией Матери «Луганская» находилась там, куда ее на вечерней службе поставили монахи – перед Державной иконой Божией Матери.
На его крыльце стоял один из исповедников в зеленой епитрахили, а на лавочке, неподалеку от нас, сидели монах и работник монастыря, деловито обсуждая какой-то вопрос. Их разговор прервал телефонный звонок, после которого монах встал и подошел к делегации из Луганска.
– Это вы хотели встретиться с настоятелем?
Мы подтвердили, что луганчане и ждем, когда нас проведут к настоятелю.
***
Я дождалась, когда монах отпустит прихожанку и подошла к нему, как на исповедь, но вместо обычных слов: «Батюшка, согрешила перед Господом…» он услышал от меня: «Батюшка, нас направил к вам иеромонах Назарий. Мы приехали с группой детей из Луганска…»
Разговор с игуменом оказался довольно назидательным и, можно сказать, по-мужски прямым. На Евангелие с крестом не соврешь и не увильнешь. Но, слава Богу, этого и не потребовалось. Все темы, которых касались, перечислять не буду, но некоторые выводы опытного в духовных вопросах монаха, много раз за войну приезжавшего с гуманитарным грузом в Луганскую Народную Республику, в молодости служившего в ВМФ, изложу.
«Если хотите созидать общество, республику, то созидать нужно с Богом в сердце, с чистыми помыслами и честными методами. А если не сможете преодолеть тот внутренний «раздрай», который мы все наблюдали на протяжении этих трех лет, то ничего и не получится, все развалится, что нагородили.
В данный момент очень важно понять и дать четкое определение понятию «Укроп». А «Укроп» в создавшихся обстоятельствах не только тот, который за линией разграничения в тебя и твоих близких целится, детей и женщин убивает, а и тот, который внутри республики обосновался, слухи, идеологию вражескую умышленно распространяет, страх в людях сеет о предстоящем терроре. «Укропом» может оказаться не только открытый либо замаскированный враг, но и закадычный «друг» и «свой в доску» парень, тем более, если он получил какую-либо значимую должность.
Любые ошибки властных структур, коррумпированность, перегибы с запретами в указах могут нанести гораздо больший вред, чем проникновение вражеской ДРГ. Ну проникнут они, ну устроят свой подлый теракт. Да, это принесет горе людям, больно будет тем, кто пострадает, чьи родственники и близкие пострадают. Но какую реакцию это вызовет в обществе? Это вопиющее преступление вызовет сострадание и осуждение, что не нанесет ущерба доброму имени республики.
А вот если чиновник издает указ, например, затрудняющий ввоз товаров для предпринимателей или благотворительной помощи через границу, с чем лично пришлось столкнуться, то отдача такого приказа наносит гораздо большие разрушения, чем действия залётных ДРГ. Народ начинает роптать, переводя власть из категории «свои» в категорию «враги народа».
Этот ропот тут же подхватывается идеологическими противниками. А когда слухами уже вся земля русская полнится, и если слухи имеют под собой ещё и твердую почву в подтверждение, то и возразить будет нечем. Очень важно правительству не потерять вот эту хрупкую связь с народом, его доверие и, главное, веру в правое дело.
Люди должны четко знать, что они защищают. А защищают они свою родную культуру, свои родные традиции, свою родную веру, свой родной язык и территорию. А «укропы» это люди, которые не несут перечисленные ценности, а несут ту ментальность, которая порождает коррупцию, кумовство, взяточничество, использование власти в собственных целях. Нельзя построить общество, когда эти вещи ставятся во главу угла. Отсюда социальная несправедливость и, как следствие, недовольство народа. «Укропство» - это ментальность украинская, как у нас, например, понятие «совок». Здесь истоки кумовства и других пороков, которые мешают молодой республике наладить жизнь. И, ради Христа, быстрее избавляйтесь вот от таких «укропов» в своем окружении!»
***
– А в Киеве давно были? – спросил монах.
– Хотелось бы в Киеве побывать, – ответил ему Алексей Викторович, – только для таких как мы, туда дорога закрыта. Разве что в качестве арестованного или победителя туда въехать удастся.
– Как в сорок третьем на Т-34? Эх, понимаю. Но в сложившихся обстоятельствах для вас лучше, чтобы все оставалось, как есть на Донбассе. Иначе будет еще хуже. Первый удар примете вы, а дальше война пойдет на территорию России. Кое-кто предлога развязать крупную войну в России давно ищет.
Выбрав пейзаж с видом монастыря, утопающего в золотых лучах заходящего солнца, мы попросили снять ее со стены. В память о посещении Оптины, монах посоветовал нам приобрести еще и икону преподобного Амвросия Оптинского с частицей его первого гроба. Икона была изготовлена под старину и, главное, что особенно дорого сердцу, сделана братией монастыря, поэтому, поблагодарив за предложение, мы попросили упаковать оба предмета.
Клыково
– Это Луганская?! Правда? Это же Луганская икона Божией Матери! Откуда в наших краях такое чудо?
– Из Луганска, конечно! – ответила ему девочка Анна, которая несла икону.
– Мы из Луганска к вам приехали! Икону привезли, – отвечали и другие дети.
– А у меня под Луганском бабушка живет и другие родственники. Знаю пророчество о Святограде Луганском. Со старцем Филиппом Луганским у меня особая духовная связь. Он мой молитвенный заступник и я очень, очень его люблю! Луганская земля – это часть моей Родины! Так мне ли Луганской иконе Божией Матери, ему явившейся, не радоваться и не кланяться? Помню, в Луганске я познакомился с молодым монахом. Беседы с ним воодушевили меня пойти по его стопам, стать монахом. Иоанном его звали…
– Иоанном? Может, это архимандрит Иоаннн (Сухина)?
– А он молодой и есть. Просто успел во Славу Божию сделать много – и Свято-Вознесенский монастырь открыть в селе Хорошем, и стать его настоятелем.
– Тогда, может, это он и есть.
– Часовня Филиппа Луганского теперь к подворью его монастыря относится. И эту икону Божией Матери «Луганская» Лариса Николаевна Плотницкая лично из часовни Филиппа Луганского вынесла. А написана она была в монастырской иконописной мастерской в с. Хорошем.
– Случайностей не бывает. Видимо, по Божьему промыслу наша встреча состоялась.
***
Возвращались в Оптину Пустынь из Клыково под вечер, небо хмурилось тучами, которые вот-вот обещали расплакаться дождем, но это не помешало всей группе пройти километр по лесной тропе до святого источника преподобного Пафнутия. Здесь, на месте выхода вод из земной толщи была поставлена добротная деревянная купель, разделенная на две части: для мужчин и для женщин. Но не мальчишки, ни девчонки из Луганска не побоялись испытать обжигающую прохладу святого источника преподобного Пафнутия.
В 20-00 в монастырской трапезной луганчан ждал постный ужин под чтение жития святых. После него группе предстояли недолгие сборы в дорогу, а утром – прощание с Оптиной пустынью.
Не каждому верующему человеку выпадает счастье насладиться видами благословенной Оптины, присутствовать на службах, слышать необычайную слаженность голосов церковного хора, приложиться к мощам преподобного Амвросия и других Оптинских старцев, прославивших не только этот монастырь, но все земли русские.
Продолжение следует...