О Прилепине, пожалуй, больше, чем о каком-либо другом авторе, существует слишком много диаметрально противоположных мнений. Для кого-то он - гений современности, а кто-то желает ему смерти. Особенно большое влияние имеет его военное прошлое и настоящее. Почти ни одно интервью не обходится без вопросов об участии в военных конфликтах. Сам Прилепин не избегает этих вопросов, но и не стремится к их активному обсуждению. Из каждого нового интервью видно, что он устал от однобоких взглядов на свою жизнь и ждёт, когда же с ним наконец поговорят как с писателем. Я тоже очень этого жду. А пока представляю вам свой отзыв на книгу «Патологии».
Бог держит землю, как измученный жаждой ребенок чашку с молоком - с нежностью, с трепетом… Но может и уронить…
Чечня - это раковая опухоль истории нашей страны, методично и безжалостно вскрываемая хирургом Прилепиным, чьи руки больше привыкли к штык-ножу, чем к скальпелю. Поэтому и получается так грубо, прямо, но очень правдиво, понятно и как-то правильно. «Патологии» - это не историческое исследование причин тех событий, а медленное повествование о судьбе человека, который просто был там потому что «партия сказала надо».
Это книга про последствия. Последствия чьих-то неправильных решений, последствия войны с точки зрения отдельно взятого человека. Это не голливудская история с взрывами, погонями и автоматом наперевес. Эта история ближе по духу фильмам Балабанова. Мрачно, некрасиво, грязно о судьбах простых людей, попавших на войну, цели которой они далеко не всегда понимают.
Видно, что Прилепин не понаслышке знает всё, о чём пишет и теперь взял в руки не автомат, а перо. И этим острым пером он протыкает где-то между ребер и ковыряется там, прямо в сердце, не отпуская от первой до последней страницы. Между строк читается: “Мы это пережили, теперь переживи и ты. А потом постарайся жить с этим”. И ты уже не дома или в метро, а в здании Грозненской школы рядом с Егором, Саней, Монахом, Язвой, Плохишом и другими прячешься от пуль, кидаешь гранаты и умираешь, громко матерясь.
Отдельной линией в “Патологиях” выделена история любви вне войны. Но и здесь нет приторности и “розовых соплей”, хотя поначалу так кажется. Любовь здесь - тоже война. Война с самим собой, со своими мыслями и страхами, хорошо показывающая слабость сильного человека перед своими мыслями и призраками прошлого.
Так хочется жить. Почему так хочется жить? Почему так же не хочется жить в обычные дни, в мирные? Потому что никто так не ограничивает во времени? Живи – не хочу…
Ещё больше отзывов на книги вы можете найти в моём инстаграме