Зачем работница школьной столовой убивала детей и учителей
Работница школьной столовой… В голове рождается образ полноватой, ворчливой, но добродушной пожилой женщины. Повариха или посудомойка, она следит за порядком, немного строгая к озорным школьникам, но всегда накормит и позаботится.
Совсем другим человеком была работница пищеблока школы №16 города Киева Тамара Иванютина. В 1987 году она вошла в историю советской криминалистики под прозвищем «Киевская отравительница» и стала одной из всего лишь троих женщин, за всю послевоенную историю приговоренных советским правосудием к высшей мере наказания – смертной казни.
В марте 1987 года сразу несколько детей и взрослых – учеников и преподавателей киевской школы №16 – оказались в больницах с признаками острейшего пищевого отравления. Двое детей умерли в больницах, девять находились в реанимации. Следствие по делу зашло в тупик – было неясно, почему отравились именно эти люди притом, что вместе с ними обедало еще несколько сотен человек. Следователи были тем более озадачены, когда у заболевших стали… выпадать волосы.
Выясняя, кто ответственен за качество еды в школьной столовой, стало известно, что школьная медсестра умерла за несколько дней до описываемых событий! Причиной смерти был признан гипертонический криз. Усомнившись в причине смерти медсестры, следователи эксгумировали её тело. Судмедэксперты обнаружили в костях огромное содержание таллия.
Таллий – тяжелый металл. Соединения таллия высокотоксичны, они поражают желудочно-кишечный тракт, нервную систему и почки. Яркий признак поражения организма таллием – облысение. Смертельная доза для взрослого человека составляет всего 0,5 гр. Ранее таллий широко использовался в качестве инсектицида и средства для уничтожения грызунов, но был запрещен во всем мире.
Подозрение пало на всех сотрудников пищеблока, у них в квартирах были проведены обыски. На дому у посудомойки Тамары Иванютиной была обнаружена подозрительная банка с какой-то очень тяжелой мутной жидкостью. Это была «жидкость Клеричи» - раствор соединений таллия, применяемый в минералогии.
Иванютина написала явку с повинной, признавшись в отравлении школьников. Она заявила, что шестиклассники, обедавшие в столовой, «были непослушными, отказались расставлять стулья и столы и она решила их наказать».
Выяснилось, что Иванютина устроилась на работу в школьный пищеблок для того, чтобы воровать продукты и пищевые отходы для кормления свиней и кур на своем приусадебном хозяйстве. За время работы в школьной столовой она отравила двоих учителей и парторга школы, которые препятствовали её воровству, а также нескольких детей, которые «попросили остатки котлет из школьной столовой для домашних питомцев».
Дальше – больше! Расследованием было установлено, что Тамара Иванютина отравила соединениями таллия двух своих мужей, свекра и свекровь, затем завладела их имуществом: квартирой и приусадебным участком! Иванютина была не одинока в своем жутком преступлении: она надоумила свою сестру – Нину Мацибора, и та также отравила своего мужа и завладела его киевской квартирой. Родители Тамары Иванютиной и Нины Мацибора также оказались серийными отравителями – убили соседа по коммуналке и родственницу, сделавшую им замечание.
Всего было доказано более 40 факто отравлений, совершенных этим семейством, из них 13 – со смертельным исходом. Большинство из них, 20 покушений на убийство (9 смертей) – дело рук Тамары Иванютиной. Во время следствия и после оглашения приговора Тамара Иванютина не раскаивалась в содеянном и не признала свою вину, сославшись на то, что «не то у неё воспитание».
Отец и мать Иванютиной были приговорены к 10 и 13 годам лишения свободы и умерли в заключении. Сестра Нина – к 15 годам лишения свободы. Тамара Иванютина по приговору советского суда была расстреляна.
Напомним, в послевоенном Советском Союзе всего лишь три женщины были приговорены к высшей мере наказания: пособница фашистов карательница Антонина Макарова, расстрелявшая 1500 человек в годы войны (1979), спекулянтка Берта Бородкина, похитившая у государства около миллиона рублей (1983) и киевская отравительница Тамара Иванютина (1987).