Британский институт кинематографии (BFI) опубликовал очередной рейтинг 50 лучших фильмов всех времен. В опросе приняли участие 846 кинокритиков и других авторитетных деятелей мирового кинематографа.
10. «8 с половиной» (1963) Федерико Феллини
Кинопоиск - 8.0 /IMDb - 8.1
Фильм — парафраз виртуозности и поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики, интеллектуальный климат, неразрывный поток субъективного и объективного. И, конечно, обилие женщин, окружающих героя, его иллюзорный гарем, в котором все без исключения любят его, хотя идиллия перемежается с бунтом, который приходится подавлять.
Считается классикой мирового киноискусства, одним из величайших кинофильмов в истории и вершиной режиссерского мастерства Феллини. Занимает 10 место в списке 50 величайших фильмов всех времен по версии критиков, изданный британcким журналом «Sight & Sound» и 3 место в списке лучших фильмов по мнению режиссеров, изданном Британским Институтом кино.
9. «Страсти Жанны Д'Арк» (1928) Карл Теодор Дрейер
Кинопоиск - 8.0 /IMDb - 8.3
Немая французская психологическая драма, снятая Карлом Теодором Дрейером в 1928 году и повествующая о последних днях жизни национальной героини Франции. Фильм считается одной из общепризнанных вершин мирового кинематографа.
По замыслу режиссера, фильм должен демонстрироваться без звукового сопровождения, в полной тишине. Фильм был запрещен к показу в Великобритании из-за того, что английские солдаты изображены в нем как садисты, издевающиеся над Жанной. «Страсти» быстро получили широкое признание в мире, Сергей Эйзенштейн назвал фильм «одним из прекраснейших» в истории.
8. «Человек с киноаппаратом» (1929) Дзига Вертов
Кинопоиск - 8.4 /IMDb - 8.4
«Человек с киноаппаратом» — бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссера Дзиги Вертова, выпущенный на экраны в 1929 году.
В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времен. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен.
7. «Искатели» (1956) Джон Форд
Кинопоиск - 7.2 /IMDb - 8.0
Культовый фильм Джона Форда, в котором принято видеть художественную вершину жанра «вестерн». Входит в состав Национального реестра фильмов с начала его ведения. Возглавляет список лучших вестернов по версии Американского киноинститута. В «Искателях» Джон Уэйн создал незабываемый образ полубезумного мстителя, насаждающего справедливость «огнем и мечом». В этом фильме Форд и Уэйн достигают высот жанра. Многие считают эту роль лучшей в богатой карьере «ковбоя Америки №1». С ролью его племянницы Дэбби блестяще справилась юная Натали Вуд, будущая звезда «Вестсайдской истории» (1961) и «Больших гонок» (1965). Фильм вызвал множество подражаний.
6. «Космическая одиссея 2001» (1968) Стэнли Кубрик
Кинопоиск - 7.9 /IMDb - 8.3
Культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика 1968 года, ставший вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. В основу фильма лег рассказ Артура Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе с Кубриком еще до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма. Фильм представляет собой философскую притчу о взаимодействии времени, пространства и разума, которая раскрывает границы понимания вселенной.
В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков — и во всей истории мирового кино.
5. «Рассвет: песнь двух людей / Восход солнца» (1927) Фридрих Вильгельм Мурнау
Кинопоиск - 7.9 /IMDb - 8.3
Один из величайших фильмов XX века, настоящий шедевр немого кино, неизменно входящий во все различные рейтинги лучших картин всех времен и народов. Режиссер фильма Фридрих Вильгельм Мурнау более известен в широких кругах как постановщик классического хоррора «Носферату, симфония ужаса», однако истинные любители кино считают именно «Восход солнца» самым значительным достижением его карьеры.
Молодой крестьянин влюбляется к обольстительную, но коварную городскую особу, которая мечтая увести мужчину в город, убеждает его убить свою жену, сымитировав несчастный случай, в результате которого жена героя должна утонуть в озере. Одолев муки совести, мужчина, наконец, решается на коварный поступок, но попытка лишить любимую женщину жизни будит в нем новый прилив чувств к своей жене, которая едва может простить его за попытку совершить предательский по отношению к ней поступок.
4. «Правила игры» (1939) Жан Ренуар
Кинопоиск - 7.6 /IMDb - 8.1
Первоначально фильм осудили за сатиру на французское высшее общество. По окончании войны оценка фильма была пересмотрена. Как отмечал Андре Базен, «долгий период непонимания объясняется не только своеобразием сюжета и психологической инертностью публики, но и… композицией фильма, лишь мало-помалу открывающейся внимательному зрителю». Сам Базен прямо называл «Правила игры» шедевром и объяснял это следующим образом:
Режиссеру удается здесь обойтись совсем без драматургических структур: фильм — лишь переплетение отзвуков, намеков, соответствий, карусель различных тем, где реальность и нравственная идея перекликаются, не нарушая смысла и ритма, тональности и мелодии; притом фильм замечательно выстроен, ни один кадр не оказывается бесполезным или неуместным. Это произведение нужно пересматривать, как заново слушаешь симфонию, как размышляешь перед картиной живописца, потому что с каждым разом все лучше улавливаешь его внутреннюю гармонию.
3. «Токийская история» (1953) Ясудзиро Одзу
Кинопоиск - 8.0 /IMDb - 8.3
Японский художественный фильм Ясудзиро Одзу. Престарелые супруги Сюкиси и Томи отправляются из южного села в далекий Токио, в гости к своим детям. Те проявляют показную радость, но слишком заняты работой и повседневными делами, чтобы уделить им внимание..
Как и другие послевоенные ленты Одзу, «Токийская повесть» утверждает высшую ценность повседневной жизни в лоне семьи, в душевной гармонии с близкими людьми. По результатам глобального опроса кинокритиков, проведенного британским изданием Sight & Sound в 1992 году, «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа. С тех пор картина Одзу регулярно фигурирует в подобных списках (по версиям А. Каурисмяки, Дж. Джармуша, Р. Эберта — в первой десятке).
2. «Гражданин Кейн» (1941) Орсон Уэллс
Кинопоиск - 7.8 /IMDb - 8.4
«Гражданин Кейн» — первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нем главную роль. На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждал в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времен и народов».
Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Рэндольф Херст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения желаний или прихотей собственного эго. Полностью построенное на принципе флешбэков действие фильма разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведет репортер, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «rosebud» («розовый бутон»).
1. «Головокружение» (1958) Альфред Хичкок
Кинопоиск - 8.0 /IMDb - 8.4
«Головокружение» Альфреда Хичкока занимает первое место в списке величайших фильмов по мнению Британского института кинематографии (BFI) и в списке лучших детективов по версии Американского киноинститута.
В фильме рассказано о полицейском по имени Скотти, который вышел в отставку из-за депрессии и панического страха высоты, послужившего причиной гибели сослуживца. Эта психическая травма продолжает возвращаться в жизнь Скотти по мере того, как он выслеживает загадочную женщину, ведущую себя необъяснимым образом.Как часто бывает у Хичкока, фабула «Головокружения» выстроена вопреки зрительским ожиданиям и правилам жанра. В нарушение законов триллера в «Головокружении» лишь одна динамичная сцена, и та помещена в самом начале. Вопреки всем детективным традициям сыщик не расследует убийство, ибо до самого конца не подозревает о том, что оно было совершено.
Легендарные, новаторские для своего времени титры, открывающие фильм, разработал Сол Басс. Уже на первых секундах в фильм вводятся ключевые мотивы зрения, падения, спирали. Женское лицо в титрах принадлежит не Ким Новак. На основе этих титров были разработаны афиши.
На 11-м месте оказался «Броненосец Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна. Кроме того, в рейтинг попали сразу три фильма Андрея Тарковского: «Зеркало», «Андрей Рублев» и «Сталкер». Они разместились на 19-й, 26-й и 29-й строчках.
Самым новым фильмом в списке стала лента Дэвида Линча «Малхолланд Драйв», вышедшая в 2001 году.