Лучший триллер года — натуралистичный и с соответствующим чувством юмора
Текст Александр Кондуков ****1/2
Если ты блестящий мультиинструменталист как Ленни Кравитц, Принц или Джек Уайт, ты практически всегда невротик, но в твоих руках оружием становится любое устройство. Гениальное решение Стивена Содерберга использовать для съемки триллера о маньяке-сталкера айфон и сделать аймесседжи инструментом, при помощи которого у героини взрывается мозг, с годами еще оценят. Причем не только аналитики психологического слома поколения #MeToo, но и просто историки кино. «Не в себе» — настоящая современная классика, которая может привлечь не только сочной работой англичанки Клер Фой, но и атмосферой хоррор-шоу, хотя в кадре тут не бегают клоуны с топорами.
«Не в себе» — это небольшой «фак» от Содерберга всем тем, кто от него чего-то ожидал. В большей степени средний палец адресован студиям и продюсерам, чуть в меньшей — зрителям, которые в контексте Стивена настраиваются на кино интеллектуального толка. Трудно сказать, с чего в контексте Содерберга вообще начинаются разговоры, что он интеллектуал и режиссер-манипулятор, который с медицинской точностью препарирует мозг своих зрителей. Возможно, критикам, которые обычно такое пишут, хотелось бы, чтобы над их головой поработал именно такой человек: демиург в очках, который все делает сам (и как оператор, и как монтажер) и слова ни про кого доброго не скажет.
Итак, iPhone 7 Plus запечатлел картину личной трагедии Сойер Валентини (так могли бы звать злодея в последнем Спилберге), которая переживает типичную проблему эпохи — ее преследует маньяк, считающий, что с ним девушке будет страдать веселее. Благодаря камере айфона герои теряют в щекастости и слегка искаженные лица, столь ценимые поклонниками селфи, постепенно приобретают мученические черты. В принципе, концентрация паранойи и ужаса в ленте гораздо сильнее до того, как персонажи сталкиваются в кадре лицом к лицу со своими страхами. Сойер — идеальная современная анархистка, которая в конечном итоге оказывается в дурдоме и сама постепенно начинает играть как маньячка — предлагать минет за телефонный звонок, а затем, когда дело дойдет до встречи с источником угрозы, инициировать игру по собственным правилам. И это для Сойер вполне себе нормально — она же из поколения не только #MeToo, но и Tinder.
Помимо очевидных побед Клер Фой, чья героиня не просто преодолевает всеобщее недоверие, но и демонстрирует чувство юмора, и исполнителя роли внешне уютного антигероя Джошуа Леонарда стоить отметить Джей Фароа — комика и рэпера, который изображает то, во что превратилась современная журналистика, находящаяся в вечном поиске сюжетов для гонзо-репортажа. Укуренный темнокожий представитель пишущей братии в дурдоме, собирающий инсайд на преступную клинику, — это образ, который заставит многих авторов кинорецензий задуматься о выборе своей профессии. И о том, кто читает (а главное — еще и заказывает) их тексты. «Как выжить в психушке, куда устроился на работу маньяк» — отличный вариант для модного схематичного нарратива, способного заставить задуматься, как это действительно сделать. Не сложнее, знаете ли, чем снять кино на айфон, командуя самим собой, а потом еще и разбираясь с полученным в монтажной.
«Не в себе»
Фильм уже в прокате.