Найти тему
Цех

Уроки борьбы с манипуляторами

Оглавление

Бизнес-тренер Никита Непряхин не согласен с тем, что манипуляция — это любая попытка повлиять на мнение, отношение, желание или действия другого человека. Ведь убедительная честная аргументация тоже может изменить мнение оппонента в вашу пользу. Главное в манипуляции то, что она скрыта от наших глаз. И тот, кто предупрежден о ней, — если не вооружен, то уж точно защищен.

Все интуитивно понимают, что такое манипуляция, и наверняка не раз были ее жертвой, да и сами иногда манипулировали — дома и на работе, пусть и не всегда сознательно. Манипулируют даже дети, когда своим громким плачем в магазине заставляют родителей купить шоколадку. Однако четко и с ходу определить понятие манипуляции не так-то просто.

Заглянуть за фасад

-2

Никита Непряхин в книге «Я манипулирую тобой» утверждает: профессиональный манипулятор использует методы «скрытого, вопреки воле человека, психологического воздействия, имеющего миф, цель и сценарную линию поведения жертвы». И, как правило, манипулятор неисправим. А нам необходимо сопротивляться. Но как понять, что на тебя напали, и определить, какое оружие пустили в ход?

Самое главное в манипуляции — ее тайна, ее скрытый характер. Жертва не должна догадаться, что с ней проводят эксперимент на психологическую устойчивость с целью выяснить слабые места и болевые точки.

А для этого преподносится миф — «парадный фасад», вымышленная история, призванная замаскировать цель, которую хочет достичь манипулятор с помощью продуманного сценария.

Манипулятор обычно стремится выиграть в профессиональном, семейном, даже приятельском конфликте, по любому поводу. Хотя существуют и манипуляторы-гедонисты, у которых нет прагматических задач. Им достаточно получить наслаждение от власти над жертвой.

В последнем случае, впрочем, мы ничем не рискуем, кроме разве что некоторого снижения самооценки. И при первом удобном случае расстанемся с деструктивным гедонистом или, как советует автор, будем держаться от него подальше, если полностью избежать контактов невозможно (например, на работе).

Гораздо серьезнее ситуация, когда манипулятор заставляет нас принять нежелательное решение, подрывает наш проект, разрушает замысел, создает невыносимую обстановку в семье или в рабочем коллективе.

К любой манипуляции можно применить универсальный метод ее нейтрализации из трех пунктов:

1. Раскрыть тайну манипуляции.
2. Понять ее цель.
3. Взломать сценарий манипуляции.

Все виды и способы манипуляций перечислить практически невозможно. Зато можно выделить основные типы и для каждого случая разобраться с механизмами и сценариями.

Сценарии манипулятора: льсти и обвиняй

Например, одним из самых популярных является сценарий «плохой человек — плохие идеи». «Это кто говорит? Да вы сначала научитесь работать на компьютере, а уж потом рассуждайте о бизнес-плане!» — наступает в этом случае манипулятор, стремящийся вас задеть.

Так и хочется ответить в том же стиле. Но манипулятору только того и надо, начнутся взаимные претензии, оскорбления, скандалы — и обсуждаемый вопрос будет забыт.

Оправдываться не надо, это тоже уведет разговор в сторону. Можно просто проигнорировать реплику манипулятора: «Какое это имеет отношение к моему бизнес-плану? Я вот и автомобиль водить не умею. Давайте вернемся к делу».

Другая хорошо известная манипуляция — лесть. «Я полагаюсь на ваше благоразумие и интеллект и уверен, что вы согласитесь со мной», — вот что говорит манипулятор.

Здесь есть и комплимент, и команда. Если я с манипулятором не соглашусь, значит, я недостаточно умен. Противодействовать лести трудно, но здесь — необходимо. Подойдет следующая фраза: «Спасибо за высокую оценку, но вынужден не согласиться».

Чрезвычайно распространена манипуляция типа «личная выгода». В этом сценарии в ход идут вопросы типа: «Вы лучше скажите, а шубу вы купили на деньги, украденные на строительстве этой детской площадки?»

Начинать оправдываться бессмысленно, это выглядит жалко. Сама постановка вопроса выбивает вас из колеи, формулировка подразумевает, что вам верить просто невозможно. Один из эффективных способов противодействия — кстати, не только этой манипуляции, но и многим другим, — это доведение до абсурда.

«Я ждал такой реакции. В чем только меня не обвиняли! Я и по ночам кирпичи со стройки уношу в карманах. И мировой финансовый кризис тоже из-за меня. Но Кеннеди я не убивала, вот вам крест!» — такой вариант ответа поможет разрядить обстановку и дадут вам некоторое время на то, чтобы понять цели манипулятора.

Логические искажения — еще одна уловка. Особенно часто встречается ссылка на авторитет, иногда просто придуманный.

«Как известно всем, ведущий специалист в мире по данному вопросу, признанный, уважаемый во всем мире ученый такой-то полностью поддерживает мою точку зрения. Сомневаться в истинности этой идеи не стоит», — убеждает манипулятор.

Как говорил еще Спиноза, ссылка на авторитет — еще не довод. Да и не переврал ли ваш собеседник-манипулятор цитату? И не придумал ли он все это за известного исследователя данной темы? Об этом стоит расспросить манипулятора как можно поподробнее.

Советы Никиты Непряхина не всегда помогут вам быстро сориентироваться в разговоре с манипулятором и разбить все его аргументы в пух и прах. Но не в этом главная цель книги.

Прочитав ее, вы наконец поймете, что же не так с вопросами, которые иногда ставят в тупик и оставляют после себя ощущения напряженной пустоты. И как вести себя с людьми, которые эти вопросы задают.