ICO = международный краудфандинг, он быстрый, достаточно доходный (для стартапа, который в силу малого опыта ещё не осознаёт, что с этим потом придётся как-то жить), а потому очень популярный для тех, у кого иначе поднять денег не получается.
Здесь возникает основная проблема (она же - причина) мошеннического формата работы у таких проектов. Причём, фаундеры спрыгивать не хотят, им деньги нужны, чтоб реально свой стартап начать.
В тему приходит два типа проектов:
1) стартап без бизнеса
2) бизнес, ищущий перспективы
Ребята первого типа сначала верят в свою идею, но не могут её «упаковать», идут к бизнес-инженерам, получают рациональную конфигурацию своей истории, кто-то переобувается, кто-то отрицает и возращается к теме «по душе», но в 9 из 10 случаев выбирают состояние «хочу чтоб в меня поверили просто так». Этот выбор как раз и становится корнем проблемы мошенничества. Кампания, шальные деньги, радостно разворачивание плана работ, первые ошибки, коррекции, потеря доверия и смерть проекта. После первичного консалтинга те самые 9 из 10 понимают, что скорее всего «не потянут», а также что их цель на самом деле в том, что хочется разбогатеть и после сборов это скоро, а после всего этого забега со строительством проекта — непонятно случится ли. И выбирают скам.
С бизнесом ещё хуже: ни собственники, ни менеджмент там не справились с реальной жизнью, раз пришли к займу через ICO. У них нет решения текущей задачи обеспечения роста компании. Тут очень часто встречается мотив «прикручивания блокчейна к.», который требует изрядной изворотливости, чтобы выглядеть реальным big deal. Как правило, не получается и в итоге надстроенный криптоэтаж топит сам бизнес.
Интересно, что самый сложный момент у обоих групп связан с конфигурирование монетарной системы (контура обращения токена). Чтобы её построить, надо выявить в модели отношений пользователей своего продукта всего три вещи:
1) перечень транзакций в продукте и их стоимость
2) мотивация к осуществлению такой транзакции каждым типом пользователя
3) точки доверия (или недоверия) между пользователями в связках между транзакциями
Иными словами, надо видеть в своей идее / бизнесе механизм создания добавленной стоимости каждой «шестерёнкой» ДО принятия решения делать ICO.
Надо обладать компетенциями бизнес-инженера, а этому нигде не учат.
Морали никакой не будет, это просто наблюдение из практики.
Ещё больше публикаций на канале Cryptoecono.me