Найти тему

Русский пуантилизм

Если вы не против, я начну еще одну серию постов. Открытие Музея русского импрессионизма - безусловно большое событие. Появился институт, который, надеюсь, будет форпостом изучения этой крайне интересной темы. Также институту легче противостоять насмешкам и скепсису плохо образованных, поверхностных, ленных умом сегодняшних интеллигентствующих.
Русский импрессионизм имеет очень интересное негативное определение. Определение через "пост". Мне кажется крайне интересным бытование в истории нашей живописи такого пост-импрессионистического явления, как пуантилизм.
Русский пуантилизм - крайне интересная и менее спорная тема. Русский пуантилизм легче опознается и определяется. Его траекторию можно грубо очертить от одного имени к другому - от Мещерина к Маревне. Но явление это богаче, подробнее. Пуантилисткие вещи есть и у Малевича, и у Бурлюка, и Грабаря, и у Баранова-Россине...и у Аристарха Лентулова. Относительно недавно на одном из аукционов тогровалась вот эта замечательная "Беседка на реке", относимая экспертами к периоду 1900-1909 гг.

Пуантилистский "блуд" от Александра Богомазова я ожидал в самую последнюю очередь. Но спасибо огромное Ильдару Галееву. И оказалось, что можно говорить о краткосрочном, но пост-импрессионистическом периоде в творчестве этого художника-революционера, оформителя революционных праздников, ответственного художника Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии...И все-таки был пуантилизм. Замечательно!
Скорее всего таких работ больше, но гуляющие в сети тоже способны помочь составить хорошее представление о пуантилистком периоде.

-2

-3

-4

-5

Если кто из русских художников и заслуживает каталога-резоне, по сути некой искусствоведческой конституции, кодифицирующей наследие художника, так это Николай Мещерин, чьи картины разбросаны по музейным и частным коллекциям. А ведь это очень важно - собрать все вместе. Тогда очень многое становится понятным. А вот с созиданием такого рода каталогов у наших гуманитариев, которые чаще обеспокоены судьбами родины и человечества, очень плохо. Эту свою работу они не делают. Почему? Потомучто создать каталог-резоне - это очень серьезный труд, которому нужно посвятить жизнь, который требует смелости, который требует какой-то особенной легитимности, который требует способности соткать сложно устроенные конвенции между людьми, интститутами...А у нас даже каталога-резоне Малевича нет))). Куда там до Мещерина...А ведь наличие такого каталога могло бы поднять уровень дискуссии о русском импрессионизме. Сейчас идут какие-то идиотские споры "был он или нет". Бред какой-то.
Уже давно пора приниматься изучать его динамику у нас, его особость, его эволюцию...И Николай Мещерин - прекрасный тому пример.

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12

-13

Владимир Баранов-Россине. Советская власть в какой-то мере была творцом. Творцом биографий. Советская власть случилась как-то вдруг и очень не к месту. И не совсем в начале века...Владимир Баранов-Россине до советской власти вел интересное артистическое существование в едином европейском артистическом пространстве. А потом революцию, и как отрезало. И он эмигрировал в Париж, где История все-таки его настигла, убив в Аушвице.
Этот художник пытался найти какие-то свои способы разъятия фигуративности и последующей ее пересборки. Пуантилистская аналитика - логичный этап этих проб разъятия и пересборки различной степени зернистости и подробности. Скорее всего таких картинок в его наследии больше, но и публикуемые три весьма показательны.

-14

-15

-16

Она - эталонное дитя Империи. У нее много имен. Мария Воробьёва-Стебельская. Marie Vorobieff. Маревна. Последнее имя ей дал Максим Горький. Дочь польского дворянина и русской актрисы. Родилась в Чебоксарах, выросла в Тифлисе, транзитом через Москву перебралась в Париж. Была возлюбленной коммуниста Диего Риверы. Умерла гражданкой Британской империи.
Ее помесь пуантилизма и кубизма обладает особенным очарованием. За наивность ее картинок несет ответственность именно пуантилизм, который обладает какой-то удивительной способность наивизации. Когда-то пуантилизм сыграл именно такую шутку с очень рассудочным Камилем Писсарро. На время))).
Прекрасная художница.

-17

-18

-19

-20

-21

-22

-23

-24

-25

-26

Николай Дмитриевич Милиоти. Его биография - скорее биографический иероглиф. "Мирискуссник" из числа соучредителей и содемиургов, автор всяческих феерий и сцен, грешил с символизмом, потом война, потом эмиграция. Непростая история.
И в этих феериях, символах и прочем, что, скажу честно, мне не очень близко, есть одна нотка. Вот эти два дивизионистских портрета мне очень нравятся. Первый эрмитажный. Второй не знаю где.
Кстати, я все поругиваю эрмитажный сайт, но там происходят какого-то вселенского масштаба вещи. Уже оцифровано более 10 тыс предметов русского искусства. Друзья, диапазон шизофреничнейший! Вещи потрясающие! Русская коллекция Эрмитажа - настоящая сенсация!

-27

-28

Малевич. Он имел право все раскурочить, потому что галопом пробежался по всем основным в то время живописным техникам. Его супрематические поиски легитимны. Его и Кандинского истончение фигуративности можно проследить по шажочкам. Вроде бы всем это уже давно ясно. Но Малевич у нас до сих пор странно актуален. Актуален по инерции. И пример Тобольского музея, который как бы не видит собственное полотно Любови Поповой - это один из примеров странной актуальности русского авангарда сегодня.
И упражнения Малевича на ниве дивизионизма, беглые, подчас не всегда уловимые, подчас напоминающие расхлябанный поворт, который так уже и просится, например, в экспрессионизм , - все это тоже история русского пуантилизма.

-29

-30

-31

-32

-33

-34

-35

Владимир Всеволодович Суков (1866-1942). Это художник далеко не первого ряда. Рисовать он начал вообще очень поздно. Как самостоятельный творец он вышел на сцену в 40 лет! На него очень повлиял Коровин. Но самое главное - он навсегда был опален французской живописью. Умер в дни блокады.
Очень интересный образчик пейзажного дивизионизма. Его работ в сети очень мало. Эта живет в Русском музее. Не исключаю, что есть и другие работы в данной технике.

-36

В Самарском областном художественном музее наткнулся на образчик пуантилисткой живописи от крайне малоизвестного художника Николая Федоровича Халявина, державшего частную художественную школу в дореволюционной Москве. Картина называется "В вечерней тени (Вечерние тени)". Датируется она 1909 годом.

-37