«Буду спрашивать всё – от бизона до барбизона!» – угрожающим тоном заканчивала урок учительница МХК, каждый раз оставляя притихший класс в самом подавленном состоянии. А подавлены мы были не только страхом перед предстоящим допросом, но и собственной трусостью: опять постеснялись спросить, что же такое «барбизон» и при чем тут «бизон»! Ясно было только одно: нужно зубрить учебник от корки до корки. Однажды какой-то бравый смельчак отважился на дерзкий вопрос, и туман рассеялся. Оказалось, что «бизон» это любое копытное животное, изображением которого первобытный человек выражал свои творческие порывы на стенах пещеры. А вот «барбизон» это сокращенное название Барбизонской художественной школы, занимавшейся тем же, чем и неандерталец-креативщик: запечатлением увиденного при помощи изобразительных средств. Поменялись сами средства, стена пещеры постепенно трансформировалась в холст, изменилась цель творчества, бизон стал не единственным (и отнюдь не частым) персонажем картины. Словом, своей заумной фразой учительница призывала нас знать историю искусств от А до Я, от Альфы до Омеги.
Но вернемся к нашим бизонам-барбизонам. Животных мы оставим для другой статьи, а сейчас поговорим о Барбизонской школе.
Локация: деревня Барбизон в центральной части Франции.
Время существования: вторая треть XIX века.
Основные представители: Диаз де ла Пенья, Шарль-Франсуа Добиньи, Жюль Дюпре, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо.
Любовь к природе Франции, выраженная склонность к реалистическому изображению и общая тематика работ (пейзаж) вот что связывало художников друг с другом. До этого основных подходов к написанию природы было два: академизм (где пейзаж – лишь фон для настоящего героя картины человека) и романтизм (другая крайность: пейзаж вычурно-красив и/или неестественен). У барбизонов всё проще. Чуть покосившаяся мельница, отара овец на солнечно-охристой дороге, натурально зеленые деревья без «ГМО». Люди смотрятся естественно, они словно случайно забредают в пейзаж и столь же легко выходят из него.
«Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе», – сказали барбизонцы и вышли с красками на пленэр – на этюды, с которых потом писали картины в ателье (до этого художники творили в четырех стенах). Импрессионисты подхватили тренд и пошли еще дальше – пошли с мольбертами и холстами, писать полноценные картины маслом (неслыханное дело!) прямо на улице. Так «школьники» объединения, сами того не осознавая, совсем скоро стали учителями – учителями импрессионистов. До России тоже докатилось реалистическое эхо – шелестом золотой левитановской листвы, весенним криком саврасовских грачей и вязким шлепаньем крестьянки по затопленной дороге с картины «После дождя» Федора Васильева.
Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)