Найти тему
Зелёнка

Барбизонская школа живописи

«Буду спрашивать всё – от бизона до барбизона!» – угрожающим тоном заканчивала урок учительница МХК, каждый раз оставляя притихший класс в самом подавленном состоянии. А подавлены мы были не только страхом перед предстоящим допросом, но и собственной трусостью: опять постеснялись спросить, что же такое «барбизон» и при чем тут «бизон»! Ясно было только одно: нужно зубрить учебник от корки до корки. Однажды какой-то бравый смельчак отважился на дерзкий вопрос, и туман рассеялся. Оказалось, что «бизон»  это любое копытное животное, изображением которого первобытный человек выражал свои творческие порывы на стенах пещеры. А вот «барбизон»  это сокращенное название Барбизонской художественной школы, занимавшейся тем же, чем и неандерталец-креативщик: запечатлением увиденного при помощи изобразительных средств. Поменялись сами средства, стена пещеры постепенно трансформировалась в холст, изменилась цель творчества, бизон стал не единственным (и отнюдь не частым) персонажем картины. Словом, своей заумной фразой учительница призывала нас знать историю искусств от А до Я, от Альфы до Омеги.

Но вернемся к нашим бизонам-барбизонам. Животных мы оставим для другой статьи, а сейчас поговорим о Барбизонской школе.

Локация: деревня Барбизон в центральной части Франции.

Время существования: вторая треть XIX века.

Основные представители: Диаз де ла Пенья, Шарль-Франсуа Добиньи, Жюль Дюпре, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо.

Любовь к природе Франции, выраженная склонность к реалистическому изображению и общая тематика работ (пейзаж)  вот что связывало художников друг с другом. До этого основных подходов к написанию природы было два: академизм (где пейзаж – лишь фон для настоящего героя картины  человека) и романтизм (другая крайность: пейзаж вычурно-красив и/или неестественен). У барбизонов всё проще. Чуть покосившаяся мельница, отара овец на солнечно-охристой дороге, натурально зеленые деревья без «ГМО». Люди смотрятся естественно, они словно случайно забредают в пейзаж и столь же легко выходят из него.

Тройон, Отправление на рынок
Тройон, Отправление на рынок

Теодор Руссо, Сумеречный пейзаж
Теодор Руссо, Сумеречный пейзаж

Жюль Дюпре, Скотный двор
Жюль Дюпре, Скотный двор

Шарль-Франсуа Добиньи, Утро
Шарль-Франсуа Добиньи, Утро

«Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе», – сказали барбизонцы и вышли с красками на пленэр – на этюды, с которых потом писали картины в ателье (до этого художники творили в четырех стенах). Импрессионисты подхватили тренд и пошли еще дальше – пошли с мольбертами и холстами, писать полноценные картины маслом (неслыханное дело!) прямо на улице. Так «школьники» объединения, сами того не осознавая, совсем скоро стали учителями – учителями импрессионистов. До России тоже докатилось реалистическое эхо – шелестом золотой левитановской листвы, весенним криком саврасовских грачей и вязким шлепаньем крестьянки по затопленной дороге с картины «После дождя» Федора Васильева.

Алексей Саврасов, Грачи прилетелиФедор Васильев, После дождя
Алексей Саврасов, Грачи прилетелиФедор Васильев, После дождя

Алексей Саврасов, Грачи прилетели
Алексей Саврасов, Грачи прилетели

Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia!

Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)