Кого из женщин-режиссеров мы можем назвать классиками советского кино? Именно "Классиками" (с большой буквы), именно "Советского" (а не просто отечественного) кино? Их совсем немного: Татьяна Лиознова, Татьяна Лукашевич, с натяжкой - Алла Сурикова, возможно - Лариса Шепитько. Сегодня мы откроем этот почетный список именем Надежды Кошеверовой, полноценного и полноправного Классика советского кино.
Надежда Кошеверова - "дитя Ленфильма": родилась в Ленинграде, там же училась кинематографическому мастерству, и все - с первого до последнего - ее фильмы были созданы на "Ленфильме". В режиссерской биографии Надежды Николаевной масса интересных фактов: обучение у Григория Козинцева, последняя роль Фаины Раневской, сотрудничество с Евгением Шварцем, новое раскрытие таланта Олега Даля. "Золушка" 1947 года - это не просто факт, а почти необъяснимый феномен в истории советского кино - фильм, неожиданно ставший спасительным глотком свежего воздуха для зрителей суровой послевоенной эпохи. А еще одна заслуга Кошеверовой - огромный вклад в развитие жанра "киносказки" наряду с А.Роу и А.Птушко.
Фильмография Н.Кошеверовой насчитывает 18 полнометражных фильмов. Есть среди них и работы, не представляющие высокой художественной ценности. В основном, они приходятся на ранний этап творчества режиссера - вплоть до 60-х годов. Исключение - "Золушка", но это отдельная история. Там еще были популярные и до сих пор часто показываемые по ТВ комедии "Укротительница тигров", "Осторожно, бабушка", но сейчас эти картины выглядят архаично, в стиле наивного соцреализма. С начала 60-х начинается "золотой период" Кошеверовой - здесь почти каждый ее фильм будет интересен современному зрителю, не испытывающему предубеждений относительно советского кино.
Основной жанр Кошеверовой - это сказка. И сказки у нее все непростые и разнообразные: на русские народные мотивы ("Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", "Царевич Проша"), по европейским сказочным традициям ("Ослиная шкура" - Шарль Перро, "Старая, старая сказка" и "Соловей" - Г.Х.Андерсен), авторские аллегорические сказки без определенного места и времени действия ("Тень", "Каин 18-й"). Последний тип, на мой взгляд, в целом, самый редкий, необычный и потому особенно ценный, а у Кошеверовой это лучшие ее работы! Кстати, не только ее, но и Евгения Шварца. Шварц - выдающийся самобытный драматург и сценарист, который привнес много оригинальных идей в советское кино, а Кошеверова - главный их выразитель (ну еще Марк Захаров).
Из всех сказок Н.Кошеверой самая известная - конечно, "Золушка".
Самая цельная, самая душевная - "Старая, старая сказка".
Самая культовая и необычная - "Тень".
Но я хочу рассказать о самой странной и эпатажной сказке по сценарию Евгения Шварца - "Каин XVIII" (1963).
С первых кадров авторы заявляют, что сказочка вовсе не детская.
В "Каине" достаточно очевидных аллюзий на Третий Рейх, да и сценарий был написан сразу после Второй Мировой войны. Когда всё это безобразие в Европе закончилось, Шварц вдоволь поиздевался над фашистами, изобразив их в сказке полуумными клоунами. Место действия - "королевство Каина" - своеобразный Рейхстаг.
Если честно, какая же это сказка? Это комедийная антиутопия! Причем, высмеивается не только гитлеровская Германия, но и советский быт и даже тенденции внешней политики! Куда смотрела цензура??
По мере развития сюжета в сказочном Рейхстаге обнаруживается свой "гитлер".
Но, оказывается, это всего лишь какой-то министр. Вот настоящий "Гитлер" со взглядом безумного человека, способного уничтожить весь мир.
Это и есть король Каин 18-й в исполнении Эраста Гарина. Кстати, в том же 1963 году в США появился "Доктор Стрэйнджлав" с очень похожими интонациями. Интересное совпадение!
У них черно-белый, а у нас цветной... Так вот, чем дальше в лес в "сказку", тем больше эпатажа. Тут и "разбойница" Рина Зеленая, и палач Вицын, и разные "фрики".
И высокие технологии 22-го века.
Это всё, конечно, смешно, но Евгений Шварц и Надежда Кошеверова - не те мастера, которые ограничились бы одной лишь сатирой, хоть и чрезвычайно остроумной. Антимилитаристская клоунада - только фон, в основе сюжета - чисто сказочный мотив спасения благородным юношей прекрасной принцессы.
Правда, ближе к концу мелодраматические и сатирические элементы запутываются, и на первый план переходит то Каин, то какой-нибудь придворный слуга. Все разбегаются, потом снова сбегаются, в общем, действие превращается в малоосмысленную суету. Пожалуй, запутанная композиция - единственный недостаток фильма, который в любом случае является по-своему уникальным. И если составлять список самых эпатажных и шокирующих фильмов советского кино, то "Каин XVII" Надежды Кошеверовой обязательно в нем будет.