Найти тему

Сильна, как смерть, любовь… Можно ли унять боль расставания?

Оглавление
По понедельникам на канале "Царьград ТВ" клирик храма святителя Василия Великого — Патриаршего подворья в с. Зайцево Одинцовского района Московской области отец Андрей отвечает на вопросы подписчиков. Самые интересные ответы - на нашем канале!

Как часто можно причащаться в Великий пост и вне поста? - спрашивает Владимир.

Вы знаете, здесь нет норматива. Нормировать можно, допустим, закладку мяса в котел в армейском коллективе или еще где-то, где есть пищевые нормативы - сколько калорий, сколько чего. Нет таких нормативов для причастия.

Я читал буквально сегодня утром статью митрополита Лимасольского Афанасия. Он пишет: на Афоне мы причащались 5 раз в неделю или 4 раза в неделю, все братство монастыря. Как живешь, так и причащаешься. Некоторые причащаются раз в год, и ему хватает, он больше и не хочет. А некоторым хочется часто причащаться, некоторые хотят на каждой службе причащаться.

Поэтому здесь вопрос частоты причащения является вопросом пастырским в отношении к человеку. Пастырь должен сам его либо подбодрить, либо поставить преграду на пути к чаше. Допустим, ты никак не можешь распрощаться с каким-то грехом; нужно, чтоб жизнь была неукоризненна. Например, дядя какой-нибудь ушел от своей жены и живет с какой-то левой тетей и хочет причащаться на каждой службе. Можно ли ему? Нет, нельзя! Нужно исправить свою семейную ситуацию, потом уже можно говорить дальше, как себя вести.

Есть целые категории людей, которые причащаются редко, некоторые чуть чаще, некоторые причащаются регулярно и постоянно - это все зависит от их образа жизни.

В посту, вообще-то, раньше причащались реже чем в мясоед. Пост он тем и отличается, что в посту полноценная, настоящая литургия служится только в субботу и воскресенье, а в мясоед на буднях постоянно идут службы. Поэтому в посту люди раньше меньше причащались, а у нас так жизнь расположилась хитро, что мы сейчас в посту чаще причащаемся, хотя изначально пост не для этого был придуман. Он заключался в том, чтобы чаша от нас отдалилась, а мы читали псалмы, клали поклоны и воздерживались, а потом в субботу - воскресенье наслаждались литургией.

Так что, это вопрос, безусловно, дробится на множество житейских ситуаций, и здесь нужно советоваться с теми духовниками, которые вас знают и которым вы доверяете. Старая порочная практика - это один, два, три раза в год. А вообще-то нужно чаще, в зависимости от горения вашего сердца.

Можно ли в пост пользоваться масками для лица на молочной основе? – спрашивает Наталья Песегина.

Если эту маску потом никто с вас не слизывает, и таким образом никто не оскоромится – допустим, ребенок или муж оближет вас и пост нарушит – тогда, я думаю, можно мазаться маслом и молочной основой в посту тоже. Барсучьим салом можно мазаться, медом можно мазаться, можно огуречные блямбочки на глаза прилепить. Можно вообще много чего делать - все, что можно съесть, все это можно намазать, за исключением колбасы.

Мажьтесь на здоровье если это вам надо. Надеюсь, вы не обижаетесь на мои глупые шутки. Это такая чепуха, о которой спрашивать, на самом деле, не стоит. Это че-пу-ха - ваши маски и мои ответы.

Как унять в себе любовь к мужу? Мы расстались.

Никак не унять, помучиться надо. Вы любите его, и вы расстались - как же тут что-то сделаешь? Она умрет, эта любовь, каким-то образом - затихнет, уйдет в глубину - рождая скорбь, рождая слезы, рождая лишние морщины, отравляя жизнь.

Что тут, бедная, скажешь тебе? Страдай, душа будет болеть. Раз душа есть - она не может не страдать. Тут нет рецептов. «Сильна, как смерть, любовь» - так у Соломона сказано – «и люта, как преисподняя, ревность». Мучиться надо, что тут сделаешь?

Влюбиться в кого-то специально, чтобы заглушить. Помните, как отец Лоренцо сказал молодому Ромео: «найти попробуй новую заразу, и старая не вспомнится ни разу». Но это рецепт, который можно дать только сопливым малолеткам, потому что Ромео был как раз малолетка – ему лет 15 было. В этом возрасте еще, возможно, так бывает. А когда речь идет о мужчине и женщине, о взрослых отношениях, о супружестве – ничем вы не развлечетесь.

Развлекайтесь, конечно, как-то: чтение, театр, прогулки, спорт, фитнес зал, подруги, разговоры, молитва, церковь - может быть, будут как-то утешать, но нужно приготовиться и смириться с тем, что боль будет еще довольно долгое время. Я искренне сочувствую вам, это очень тяжелая вещь.

Стал виновником развода, взял разведенную в жены. Покаялся и теперь тащу этот крест. Есть ли для меня спасение или я продолжаю пребывать в грехе прелюбодеяния? - спрашивает Артем.

Для вас, конечно, есть спасение, Артем, но уже сейчас не умножайте своими движениями количество греха, рожденного вами в мире. То есть по вашей причине распался первый брак, насколько я понимаю, и вы женились на другой женщине, которая тоже растоптала свою первую семью. Или растоптал муж, оставивший ее…

И теперь из двух калек слепилось нечто новое, и это новое не такое хорошее, как оно казалось. Теперь, по крайней мере, увеличивать количество этих всех этих фокусов и опытов не стоит.

Ну конечно, спасение есть, ну а как же? «Пришел Христос Иисус в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз!» Конечно, спасение есть для всех, кто верует и кается. Просто мы могли бы жить гораздо легче и прямее. Мы могли бы, как крылатые, лететь по жизни, а мы ползем, как избитые, на карачках по этой жизни, и виноваты в этом мы сами. Поэтому, продолжайте ползти по жизни, как можно меньше этими своими усилиями, поисками счастья земного, нанося вред себе и окружающим.

Печально все это, конечно. Но будет еще печальнее, если вы еще одну попытку сделаете: эту бросите, новую найдете. Потом еще одну попытку - каждый раз это будет умножать количество беды в мире, и ложится на ваши плечи тяжелым грузом. Крест теперь нужно нести.