Найти тему

Как воспитать искреннюю религиозность в ребенке? Советует протоиерей Андрей Ткачев.

Оглавление

По понедельникам на канале "Царьград ТВ" клирик храма святителя Василия Великого — Патриаршего подворья в с. Зайцево Одинцовского района Московской области отец Андрей отвечает на вопросы подписчиков. Самые интересные ответы - на нашем канале!

Дочке 15 лет, часто болеет мама записала ее на соборование, объяснила, что нужно будет еще на исповедь и на причастие. Дочка сопротивляется, и говорит, что все это очень сложно. Может лучше ее не трогать? - спрашивает мама. Маму зовут Марина Подорожняя.

Если вы встречаете такое резкое отторжение того, что вы предлагаете, то берегитесь, чтобы вы не воспитали в человеке настырном агрессивную реакцию на все что для вас свято и дорого. 15 лет - это возраст для девочки уже довольно большой. Она уже и мамой может быть на самом деле. Все обыкновенное женское в ней уже произошло, она уже молодая девушка, она невеста уже, 15 лет - это немало.

Религиозность воспитывается в человеке непонятно как - никто из нас толком не знает, как воспитать религиозность настоящую, живую, искреннюю. Такую, как птица поет, чтобы вот так и мы Богу молились. То ли с детства самого нужно, с этих сладких времен над колыбелью ворковать с молитвой, то ли нужно еще, когда мама беременна ребенком… Это большая загадка!

Если до 15 лет она у вас не ахти какая церковная, то не тяните ее слишком, она еще в таком состоянии сейчас, что эта область церковных таинств для нее можно действительно казаться чем-то чужим и тяжелым. В общем, будьте педагогом, дорогая Марина, смотрите что лучше, что хуже. Не обозлить человека очень важно, не воспитать в нем намеренно отвратительное отношение к православию.

Как относиться к православным людям, которые заявляют о том, что Благодатный огонь зажигают от лампады? - спрашивает Сергей Сергеев.

В приснопамятные годы советской власти, атеистического государства, говорили, что крещенская вода не портится потому, что ее священники освящают серебряным крестом. Какие-то ионы серебра попадают в водную стихию и совершают облагораживающее, исцеляющее, консервирующее действие и так далее тому подобное. Конечно, всегда находились такие остроумные священники, которые говорили: а если я в реке освещаю воду, допустим, в Енисее или Волге замерзшей, в купели иорданской. А набирают ее потом ниже по течению, где-нибудь в полукилометре - сколько нужно крестов туда погружать, чтобы эта проточная вода ионизировалась? Ну что вы за глупости в конце концов говорите, хоть бы постыдились.

Вот примерно так же нужно относиться к этим словам про лампаду и благодатный огонь. Зачем отрицать чудеса? Неужели человек настолько твердеет и черствеет что он со смехом отрицает чудеса и подвергает их критическому сомнению своего мерцающего ума? Ну что тут скажешь, в общем сильно не отвлекайтесь на это, так вот и относитесь к этому, как относились наши добрые предки в те годы, когда над верой смеялись кругом: выйдешь на улицу - там плакаты антирелигиозные, включишь телевизор - там какая-то передача против Бога. Пойдешь в театр, например, Образцова – а там «Божественная комедия», над Господом Богом смеются. Пойдешь в цирк, а там Дуров с тюленем, переодетым в священника пародирует момент божественной службы.

Такое было - все это я сейчас не выдумываю. Особенно в двадцатые годы - трамвай бегал атеистический по Москве, расписанный окнами РОСТа, с издевательски стишками Маяковского про Господа Бога и про веру. Люди смотрели на это все, конечно, ужасались, но в открытое столкновение не вступали с этой превосходящей силой противника. Отмалчивались и знали, что Бог правду явит и шельму отметит. Вот так примерно приходится относиться и сегодня. Не будешь же на роток накидывать платок.

Мне 18 лет. Как можно стать чтецом, и что для этого нужно? - спрашивает Данил Алешечкин.

Чтеца поставляют архиереи. Если брать хиротесийного чтеца, то есть постриженного во чтеца человека, который может носить подрясник и стихарь, и «аще умрет» будет хороним в стихаре, а не просто в гражданской одежде. Поставляют чтеца на службе, на часах перед литургией. Архиерей нарекает имя чтеца, читает молитву над ним, совершает символическое пострижение, одевает на него малый стихарь, и он вслух читает что-то из божественных писаний, например, из «Апостола» или из «Деяний». После этого он имеет священную обязанность читать на службах.

Для этого нужно пройти какой-то курс обучения: или практического обучения на приходе или же официального - есть классы регентов, псаломщиков и чтецов в различных заведениях типа семинарий, духовных училищ. Нужно хорошо знать церковнославянский алфавит, уметь бегло и четко читать, не иметь дефектов речи. То есть выговаривать все буквы правильно, потому что чтец, который зажевывает какие-то слова, проглатывает их или грассирует «р», то это конечно нехорошо. Помните, как у Грибоедова: «читай не так как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».

Он должен понимать, что он читает - он должен быть начитан в библейских текстах. Хорошо знать псалтырь, любить службу, богослужение любить. Перед ним открываются большие перспективы для того чтобы человек послужил таким образом церкви и может, приготовил себя для высших степеней – для дьяконства или священства. Учиться можете уже сегодня, а сам факт пострижения и поставления в чтецы - это дело архиерея той епархии, в которой вы будете нести свое послушание.