Найти в Дзене
Фриланс в России

Насколько защищен ваш домен?

Предпринимательская деятельность в России сопряжена с некоторыми хлопотами и рисками, но немногие владельцы малого и среднего бизнеса всерьез задумываются о защите своих компаний в виртуальном пространстве.

А тем временем любая фирма, имеющая доменное имя, самим фактом своего существования в интернете соглашается с некоторыми правилами. Как и с любыми законами, незнание в этом случае не освобождает от ответственности, более того — иногда оборачивается серьезными потерями.

Представьте себе, в какой-то момент вас могут вызвать в суд за неправомерное использование чужого товарного знака. И вы на совершенно законных основаниях можете потерять право пользования собственным доменом. Хотя все это звучит как вымысел, на практике такое случается, если доменное имя совпадает или сходно до степени смешения с каким-либо товарным знаком. При этом суд обычно встает на сторону правообладателей — по статистике, 80% споров разрешаются не в пользу владельцев доменов.

Еще совсем недавно многие компании в интернете были попросту не представлены, а сегодня бизнес, информацию о котором нельзя нагуглить, не существует для огромной части потенциальных клиентов. Именно поэтому очень важно обеспечить не только присутствие своего бренда в сети, но и озаботиться его защитой.

Просто зарегистрировать новое доменное имя — еще не значит приобрести на него права. По сути, создавая сайт, вы всего лишь «арендуете» определенную последовательность символов. То, что доменное имя до сих пор не занято, вовсе не означает, что на него никто не претендует. Поэтому не факт, что вы чисты перед законом — регистрируя новый домен, вы можете нарушать чьи-то исключительные права, даже не зная об этом.

К счастью, сейчас перед покупкой домена уже можно проверить, не получил ли кто-то права на созвучный товарный знак. Но, справедливости ради, даже если прав на интересующее вас доменное имя ни у кого нет сегодня, завтра все может измениться. Не будете же вы каждый день проверять, появилась ли фирма с исключительными правами на ваше доменное имя?  

Поэтому самый простой и самый действенный способ защиты своего бизнеса в сети — закрепить за собой исключительные права на доменное имя, зарегистрировав соответствующую этому имени торговую марку. К сожалению, как показало совместное исследование Онлайн Патент и Координационного центра национального домена сети Интернет, — 99% компаний, регистрируя домен, забывают об этой разумной и сравнительно недорогой процедуре. И очень зря.

По данным РАЭК, к 2021 году вклад чистых интернет-рынков в ВВП составит 4,7%, но уже сегодня можно ощутить масштаб проблемы. В 2018 году в нашей стране все еще немногие заранее задумываются о юридических риска ведения бизнеса в интернете. Результат — серьезные репутационные и финансовые потери.

Например, в феврале 2018 года Арбитражный суд Москвы запретил московскому хостелу использовать товарный знак BOLSHOI в своем наименовании и в доменном имени. Кроме того, владелец хостела обязан удовлетворить требование истца и выплатить 5 миллионов рублей компенсации за нарушение прав на бренд. Надо сказать, для малого и среднего бизнеса это очень внушительная сумма. А прибавьте сюда работы по переносу данных на новый домен, покупку нового доменного имени и, конечно, репутационные потери. Получается довольно высокая цена за одну только регистрацию «чужого» доменного имени.

Еще раньше, в 2011 году, 5 миллионов рублей потеряла другая небольшая компания. На этот раз Арбитражный суд Приморского края удовлетворил иск владельца товарного знака «ОНЕГА» по поводу доменного имени «onegagipertonik.ru». Ответчик реализовывал на этом сайте продукцию, которую первоначально приобретал у истца. Проще говоря, речь в этом случае идет о перепродаже товара через интернет с нарушением исключительных прав. Ожидаемо, суд запретил ответчику использовать товарный знак в доменном имени и назначил сумму компенсации — 5 миллионов рублей. Кстати, чуть позже этот же истец выиграл еще одно судебное разбирательство — правда, с администраторов домена «onegamed.ru» суд постановил взыскать всего 500 тысяч рублей.

В 2016 году такая же сумма фигурировала в еще одном деле о нарушении прав на товарный знак. Тогда Арбитражный суд Москвы постановил взыскать 500 тысяч рублей с ООО «Гам Галлери» за использование обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками ПАО «Торговый Дом ГУМ» и запретил использовать эти обозначения. И, несмотря на то, что ответчик пытался обжаловать «приговор» в кассационной инстанции, решение изменилось только в части компенсации — вместо 1 миллиона рублей, которые требовал «ГУМ», сумма снизилась до 500 тысяч.  

Как и во многих других случаях, профилактические меры (а именно, регистрация товарного знака для закрепления за компанией исключительных прав на доменное имя) обходятся гораздо дешевле, чем решение уже возникшей проблемы. Если вам небезразличны бюджет и репутация вашей компании, а также сохранность собственной нервной системы — подумайте о безопасности своего домена сейчас, не дожидаясь повестки в суд.