Найти в Дзене
Заводы и тепловозы

Узкоколейка в Гусь-Хрустальном

Оглавление

Это старая история, она приключилась очень давно. Я только-только начинал интересоваться промышленными железными дорогами и мне предложили принять участие в одной экскурсии.

Я уже давно собирался посетить Гусевское ППЖТ, которое на тот момент являлось единственным транспортным предприятием, работающим на узкой колее. А тут представлялась возможность обзорно познакомиться с этим предприятием.

В общем, дождливым пасмурным утром 17 октября 2009-го года в половину восьмого утра я с сыном выдвинулся в направлении Гуся-Хрустального. Выехали мы заведомо рано, поскольку в наших планах было заскочить на ст.Тумская и немного посмотреть на ширококолейные дела в самом Гусь-Хрустальном.

Часть первая – ширококолейная

В Гусь-Хрустальном я немного промахнулся на одном из перекрестков, но правильный вектор движения был мне указан одним из двух мужиков, колдовавших над открытым капотом "классики": - Тебе на Гусевский надо? Видишь, тепловоз пошел? Езжай за ним. Переезд проедешь и сразу налево, там дорога есть.

Маневровый тепловоз ТГК2-1-9049
Маневровый тепловоз ТГК2-1-9049

И показал мне в конец улицы, где действительно через переезд медленно проползала манерно раскрашенная муромская ЧМЭха.

Мы догнали указанный нам тепловоз и даже было обогнали его, как за редкими желтыми листьями уже приготовившихся к зиме кустов обнаружили классического защитного покраса старичка ТГК2.

Это едва ли не самый массовый промышленный тепловоз СССР. Вот только до наших дней машин этой серии дожило очень мало. Оказалось, что он ждал нашу путеводную ЧМЭху, которая привела для него пару хопперов. Встречу двух таких замечательных машин мы немедля запечатлели:

Маневровые тепловозы ЧМЭ3-2575 и ТГК2-1-9049
Маневровые тепловозы ЧМЭ3-2575 и ТГК2-1-9049

На этом в тот день наш интерес к ширококолейным темам закончился и спустя некоторое время мы подъехали к депо Гусевского ППЖТ.

Часть вторая – депо

Депо Гусевского ППЖТ находилось на окраине Гуся-Хрустального в направлении поселка Гусевский. Предприятие не очень старое, паровозной эры узкоколеек оно не застало. Когда мы приехали, экскурсионного автобуса, равно как и группы, еще не было.

Справедливости ради надо сказать, что автобус и группа приехали часа на два позже, чем планировалось. Поэтому у нас была уйма времени полазить по депо и посмотреть на него неторопливым основательным взглядом (благо, работники предприятия оказались добродушными и приятными в общении людьми).

Наш экскурсионный поезд выехал из депо почти одновременно с нашим приездом:

Тепловоз ТУ7А-3310 Гусевского ППЖТ
Тепловоз ТУ7А-3310 Гусевского ППЖТ

На путях депо находилось множество отслужившей свой век техники, которая либо ожидала своего восстановления, либо служила источником комплектующих для еще живых локомотивов:

Самоходные электростанции, доживавшие свой век в роли доноров
Самоходные электростанции, доживавшие свой век в роли доноров

Восхищало то, как близко депо находилось к жилым многоэтажкам. Даже не представялю, какое это могло бы быть счастье, проснувшись спозаранку наблюдать утренние маневры тепловозов, уходящих в поля и слушать их укающие гудки. Гнездовье кукушек.

Только вот было видно, что это гнездовье доживало последние дни. Обилие доноров на путях депо портясало. Более десяти локомотивов медленно умирали, отдавая свои агрегаты нескольким остававшимся на ходу.

-5
-6

Но с другой стороны вызывали восхищение масштабы былого величия. Обилие техники, размеры локомотивного депо, экипировочные посты - все это говорило о том, что когда-то здесь начиналась огромная сеть узкоколейных железных дорог, раскинувшихся по огромным торфяным полям Владимирской области.

Пожарный состав и пост заправки тепловозов
Пожарный состав и пост заправки тепловозов
Электростанция ЭСУ2А в осеннем антураже
Электростанция ЭСУ2А в осеннем антураже

Из всего этого обилия техники до наших дней дожили мотовоз ТУ6Д, пара тепловозов и самоходная электростанция - снегоочиститель ЭСУ1, которые сейчас трудятся на участке добычи торфа в пос. Мезиновский.

Самоходная электростанция - снегоочиститель ЭСУ1 в локомотивном депо  Гусевского ППЖТ
Самоходная электростанция - снегоочиститель ЭСУ1 в локомотивном депо Гусевского ППЖТ

Часть третья - в пути

Залезаем в вагон. Внутри уже тепло, натопили печку. На улице холодно и дождь. Пока лазили по депо и подъездным путям, промокли и замерзли. По плану наш поезд должен был ехать на станцию, где торф перегружают с узкоколейки в вагоны широкой колеи. Дорога туда займет часа полтора. Успеем согреться, просохнуть и отдохнуть.

-10

Тепловоз дает гудок, фирменное и такое теплое узкоколейное "ку-ку". Дизель резко набирает обороты, вагон дергается с места и за запотевшим окном начинают медленно плыть ворота депо, забор, Гусевские пятиэтажки и березки.

Ехать на узкоколейном поезде - особое удовольствие. Это одно из тех ощущений, которое сложно описать, но испытать хотя бы раз в жизни обязательно необходимо.

-11

Вагон, по всей видимости, раньше использовался как вахтовый. Он был оборудован буржуйкой (родная система отопления умерла давным давно) и газовой плитой. Кто-то из ребят в пути даже успел приготовить чай, а у организаторов экскурсии обнаружились пластиковые стаканы.

Поскольку любителей сфотографировать подвижной состав в нашей группе было много, то кто-то из ребят попросил сделать небольшой фотостоп для фотосессии нашего маленького поезда.

А чтобы это было интересно, то наша локомотивная бригада решила не просто постоять, а продемонстрировать разворот тепловоза на треугольнике. Тепловоз отцепился от вагона и пошел на треугольник:

-12

Вот так наш поезд стал выглядеть после разворота локомотива:

-13

"Подберезовик" (справа от тепловоза человек в кепке - главный инженер предприятия и по совместительству помощник машиниста в нашей поездке):

-14

Часть четвертая - на торфоперегрузе

В конце концов наш поезд прибыл на конечную станцию нашего маршрута.

-15

Это достаточно крупная станция где-то в лесу, на которую с торфяных полей доставляют в специальных вагонах торф, который затем выгружают в бункер. А уже из бункера торф грузится в вагоны широкой колеи.

-16

Для выгрузки торфа использовался опрокидыватель. Это такой агрегат, в который загоняется вагон, а затем вагон опрокидывается и торф ссыпается в бункер. Вот так это выглядит:

Опрокидыватель вагонов
Опрокидыватель вагонов

Вообще станция выглядела очень мощно. Козельный кран, хозяйственные постройки,составы торфовозов, световые мачты - в отличие от депо, здесь не было ощущения увядания. Даже наоборот - было видно, что жизнь там кипела и это вселяло оптимизм.

Наш поезд готов к отправке назад, в депо
Наш поезд готов к отправке назад, в депо

А тем временем дождь не переставал моросить. Опять промокли, опять замерзли. И уже было пора опять в вагон, возвращаться в депо.

Тепловоз свистнул "ку-ку", вагон дернулся и за окном поплыли торфовозы, козельный кран, мачты. Наш поезд не спеша ушел в лес, оставляя станцию за тонкой пеленой осенней мороси.

Часть пятая, заключительная

Больше часа наш поезд возвращался назад в депо. За это время было над чем подумать. За окном медленно проплывали мелкие поселки и брошенные торфяные поля. Для отрасли наступали тяжелые времена - электростанции переходили с торфа на газ, сельскому хозяйству торф тоже не особо требовался. Спрос падал, предприятия искали способ выжить. Кому-то это удалось, кому-то нет. Одни заводы работают до сих пор, другие смотрят в небо темными глазницами выбитых окон.

Мы прибыли в Гусь-Хрустальный примерно в пять часов вечера. Наши попутчики довольно быстро загрузились в автобус и уехали. А тепловоз ушел в стойло, на отдых.

-19

На этом наш визит закончился. Я прогрел машину и мы уехали в Рязань.