В прошлом субботнем посте речь шла о современных репликах древних украшений. Но, как вы могли догадаться, модные кутюрье не подкачали и в вопросе одежды.
«Мода на старину» как будто не проходит, а просто периодически обостряется. Что касается собственно крито-микенской стилистки, началось всё еще в первом десятилетии XX века, когда открытия Шлимана и Эванса сделали эту тему чрезвычайно модной.
Тогда испано-итальянский дизайнер Мариано Фортуни (если хотите прекрасного – погуглите, он правда гений от моды) одним из первых обратился к древнегреческим корням. Он, кстати, создавал знаменитые плиссированные шелковые туники «дельфос», в которых чаще всего предстает на фотографиях недавно упоминавшаяся (https://t.me/knossoslab/157) Айседора Дункан, и которые Марсель Пруст неоднократно описывает в своем романе «В поисках утраченного времени» как образец тонкого вкуса.
Недавно о Мариано Фортуни подробно написала обожаемая мной Антония Байетт в книге 2016 года Peacock & Vine: On William Morris and Mariano Fortuny, но у меня её пока нет, хотя добавила себе в вишлист.
Так вот он воплощал древнегреческий идеал женской красоты не только через форму, крой, но и в деталях. В январе этого года в парижском Музей моды Гальера была выставка "Fortuny, un espagnol à Venise", и там можно было увидеть, например, пробный отпечаток орнамента (цветок на фото ниже) для шали, которая так и называлась «Кноссос». Она же демонтируется на фото, надетая в виде туники, где отчетливо виден орнамент, скопированный с минойской вазы. В 1908 году Фортуни был настолько очарован Критом, что даже изменил логотип, поместив свое имя на знаменитую монету с лабиринтом.
Карл Лагерфельд отдал дань минойскому наследию в весенней коллекции 1994 года, и вернулся к меандрам и туникам в круизной коллекции этого (2018) года для Chanel под названием Modernite de l’Antiquite (я фотки пометила логотипчиком с профилем и годами для понятности). Еще из недавних примеров: знаменитая создательница модных образов Мэри Катранзу в весенней коллекции 2017 года активно использовала минойские орнаменты, хотя, как по мне, менее удачно из всех.
В общем, если я временами кажусь вам (и сама себе) эдаким адвентистом седьмого дня, зазывающим всех в свою минойскую секту, перед тем как осудить, вспомните, что эта болезнь поражала и более достойных представителей человечества!