Найти в Дзене
РУССКИЕ ДНИ

Причины вывода российских войск из Сирии

Оглавление

У всех войн, которые вело человечество, есть основательные причины и лежащие на поверхности поводы. Последние работают в качестве детонатора, когда то или иное государство планирует принять участие или развязать войну, необходимую для реализации тех самых, часто глубоко запрятанных от общественности, причин.

Взять хотя бы Первую мировую войну: выстрелы сербского националиста, студента Гавриила Принципа, убившие несчастного австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу, послужили поводом для начала войны. Смерть наследника австрийского престола от рук сербских террористов явилась для Австрии отличной мотивацией для объявления Сербии ультиматума, согласно которому она должна была принять ряд условий, не приемлемых для сербского государства. Россия выступила на стороне Сербии, началась война.

Истинные причины начала войны, лежали в стремлении Германии к переразделу колониального «пирога», а также в необходимости разрешения назревших противоречий между мировыми державами – Великобританией, Россией, Францией, Турцией, Австро-Венгрией (хотя последние две в данный исторический период лишь претендовали на это гордое звание). Свои интересы нашлись и у небольших государств (Болгария, Польша, Сербия).

Сегодня основная политическая новость – вывод войск Российской Федерации из Сирии. Она вызвала немало рассуждений и предположений о причине такого поступка главы государства Российского. Попробуем и мы порассуждать.

Наше время: повод для участия России в войне в Сирии

Взаимосвязь причин и поводов для начала войн также работает и в настоящее время. Официальная версия, она же повод: Россия приняла участие в войне в Сирии, чтобы уничтожить запрещенные в РФ террористические организации – «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». Так рассказывали СМИ отечественной и мировой общественности.

В сентябре прошлого года, во время своей речи в ООН, президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости создания антитеррористической коалиции с участием России. 30 сентября 2015 года началась российская военная операция в Сирии. Основной боевой силой в этой операции стала авиация – ВКС РФ. Аэродром Хмеймим в сирийской провинции Латакия стал местом расквартирования российских бомбардировщиков.

Для охраны российской авиационной базы были задействованы подразделения морской пехоты и десантники, прикрытие с воздуха осуществляли комплексы ПВО, в качестве «группы поддержки» выступили корабли Черноморского флота и Каспийской флотилии. В общем, со времен Афганистана для постсоветской России это была крупнейшая военная операция за пределами государства.

Причины

Теперь коснемся истинных причин событий. Хотя, конечно, это громко сказано. Истинные причины, как водится, – «тайна, покрытая мраком», известны только тем, кому положено, а кому не положено – строят предположения.

Несмотря на ооновскую речь президента, борьба с ИГИЛ вряд ли была истинной целью участия России в военном конфликте в Сирии:

  • призыв к созданию коалиции по борьбе с террористами – благородное дело. Только такая коалиция уже имела место быть, она существовала почти год, а России не предложили в ней участвовать. Или отказали;
  • на протяжении полугода, пока российская авиация участвовала в военном конфликте, официальная государственная версия причины этого участия менялась: выяснилось, что истинная цель – поддержка режима Башара Асада;
  • на момент заявления о выводе (с 15 марта) российского контингента ни первая официальная задача, ни вторая выполнены не были: террористов, конечно, потрепали, но не уничтожили, а выход России из конфликта обрекает Асада на ту же участь, которая постигла Мохаммеда Наджибуллу после вывода советского военного контингента из Афганистана;
  • выводя авиацию, Россия не трогает артиллерию и системы жизнеобеспечения и безопасности военной базы – эти подразделения там остаются для контроля над ходом мирного процесса. Более того, по данным американских военных спутников, на авиабазе Хмеймим Россией не только укрупняется инфраструктура, но размещаются новые боевые силы – вертолеты Ка-52 и Ми-28. Скорее, это похоже не на вывод войск, а на их передислокацию.

Путин в одном из своих интервью сказал о том, что борьба с ИГИЛ для России – далеко не главная причина, настоящий интерес лежит в области геополитики. А заявляя о начале вывода российских войск, он сказал, что «задача в целом выполнена»: учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что задача, которую правительство РФ поставило перед Министерством обороны, была совсем иная, нежели принято было говорить.

Cuibono, или в чьих это интересах

Отважимся предположить, основываясь на словах самого главы государства, что и участие в военном конфликте, и заявление о выходе из него – часть большой игры под названием «геополитика». Основным геополитическим противником для Советского Союза и современной России были, есть и еще долго будут США.

Возможно, эта шахматная партия разыграна с одной-единственной целью: России необходимо заявить о своем могуществе и вновь вернуться на правах равного или лидера (чем черт не шутит?) в клуб мировых супердержав. И, возможно, ей это удалось. Решение главы Российского государства вызвало подлинный переполох и в Европе и в самих Соединенных Штатах. Мировая общественность была совершенно не готова к такому повороту событий, о чем свидетельствует реакция и отзывы европейского истеблишмента и руководства ООН.

Читайте также: Когда будут проведены военные сборы для тех, кто в запасе

Путину удалось переиграть Обаму, надавив на его больное место: одним из предвыборных обещаний нынешнего главы США было обещание прекратить войны, развязанные предыдущей администрацией США. Как известно, обещание по большому счету так и осталось предвыборной риторикой. В отличие от американского главы государства, российский лидер продемонстрировал, что Россия может вести военные действия у черта на куличках» – далеко от собственных границ, а затем по своему желанию их прекратить, и пожать дипломатические плоды. В Совбезе ООН шаг России пытаются интерпретировать как стремление Москвы к политическому урегулированию военного конфликта в Сирии. Роль борца с мировым терроризмом позволит России получить козыри в дипломатической торговле с Западом.

Кроме того, войну легче начать, чем ее закончить. И сегодня ни один глава государства не может сделать это авторитарно своим единоличным решением. Похоже, кроме Путина.

В рамках противоборства с основным политическим противником – Америкой, России, на самом деле, выгодно существование ИГИЛ: «враг моего врага…» ну и так далее. Исламское государство – противовес силам НАТО в Среднеазиатском регионе и законный повод обеспечить военное присутствие России в Средиземном море.

К тому же, кроме больших, геополитических, всегда существуют задачи и помельче – внутреннеполитические. И здесь тоже играет свою роль ИГИЛ: война в Сирии ведет к оттоку за границы государства российских исламистов, которые к тому же гибнут во время боевых действий.

Другой причиной было отвлечение интереса к событиям на Украине – как широких кругов собственных граждан, так и мировой общественности. Ну и пострелять, конечно. Как и любая война, эта очень подходила для ходовых испытаний новых военных разработок – в условиях реальных боевых действий, а не в штабных учениях или на полигонах. Как ни грустно это признавать, с точки зрения гуманизма, – врачи заинтересованы, чтобы люди болели, владельцы похоронных бюро – чтобы умирали, а военные заинтересованы в том, чтобы военные конфликты были.

Осталось понять, каковы прогнозы для России – в мировой политике, в политике региона. Так, результат сегодняшних событий в скором времени можно будет увидеть: сможет ли Россия укрепить свои позиции мировой державы, получит ли плацдарм в Центральной Азии и получит ли фору в дипломатических пикировках с Западом?

СВО
1,21 млн интересуются