В основу сценариев мистических фильмов ложатся: сюжеты из библии, городские легенды, мифы, фольклор, реальные загадочные события,теории, показания очевидцев.
Оказывается, в русской классической литературе тоже немало леденящих душу историй.
1. «Вий», СССР, 1967 г.
В основе сюжета повесть Н.В. Гоголя «Вий»
«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал»
Н.В. Гоголь
Молодой бурсак отпущен из киевской семинарии на каникулы. По дороге он останавливается на ночлег у дряхлой старухи. Хозяйка является к постояльцу в хлев, запрыгивает ему на шею, начинает гонять по земле и по небу. Молитвами Хоме удаётся ослабить ведьму, которая вдруг превращается в прекрасную девушку.
На следующий день юношу вызывают к богатому сотнику читать отходную по его умершей дочери.
Хоме предстоит три ночи провести у гроба покойной. Бурсак верит, Бог защитит его душу, но даже в страшных снах не представлял он, на что способна нечистая сила.
Картина стала одним из лидеров проката в 1968 г. Считается первым советским фильмом ужасов.
В 2014 г. вышел приключенческий фильм «Вий». Сюжет картины лишь отдалённо напоминал одноимённую повесть. Несмотря на хорошие сборы, лента была неоднозначно принята критиками.
2. «Чёрный монах», СССР, ФРГ, 1998 г.
В основе сюжета повесть А.П. Чехова «Чёрный монах»
Доктор философских наук, учёный, Андрей Коврин приезжает погостить к своему опекуну заядлому садоводу Егору Семёновичу Песоцкому.
Дочь помещика Таня за время прошедшее с прошлого визита очень выросла и похорошела. Приезд гостя для неё событие.
Коврин рассказывает девушке странную легенду: тысячу лет назад в пустыне увидели монаха одетого в чёрное, чуть дальше, за несколько миль, другого, скользящего по воде. Миражей становилось всё больше, образ стал без конца передаваться через слои атмосферы и теперь блуждает по просторам Вселенной. Однажды он вернётся и вновь явится людям.
Вокруг Коврина начинают преследовать загадочные видения. Но что это? Сбывшееся пророчество или плод больного воображения?
В 1988 г. картина стала лауреатом премии Жоржа Садуля за лучший фильм-дебют и получила «Золотые Озеллы» на 45-м Венецианском фестивале за операторскую работу.
3. «Пьющие кровь», СССР, 1991 г.
В основе сюжета повесть А. К. Толстого «Упырь»
На балу у Александра Руневского состоялись странные и интересные знакомства. Юная красавица Даша Сугробина очаровала его с первых минут. Её бабушка и тётка-опекунша произвели менее приятное впечатление, но и с ними он был учтив.
Встреча с нервным молодым человеком Василием Рыбаренко вызвала смешанные чувства. Юноша в страхе озирался по сторонам. Он утверждал, вокруг веселятся упыри, а не люди. Многие гости уже давно умерли, и та же участь вскоре ждёт и милую Дашеньку.
Александр списал рассказ нового знакомого на душевное нездоровье, но чем больше он сближался с семьёй своей возлюбленной, тем чаще его одолевали сомнения – возможно, всё, что он услышал в тот вечер, правда?
Одно из достоинств фильма – Марина Влади в образе генеральши-вампирши. Актриса согласилась работать бесплатно, при условии, что получит роль в следующем фильме режиссёра Татарского.
4. «Мастер и Маргарита», Россия, 1994 г.
В основе сюжета роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
30-е годы XX столетия. В Москву прибывает Воланд со своей свитой. Дьявол интересуется, сильно ли изменилось «московское народонаселение», устраивает розыгрыши и мистификации.
В то же время Маргарита, мучается в неведении – какова судьба её возлюбленного Мастера? Кажется, чтобы узнать, жив ли он – девушка готова продать душу сатане.
Вторая сюжетная линия – роман Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Из-за разногласий создателей, а также из-за спорных вопросов по авторскому праву фильм вышел только в 2011 г. Несомненное достоинство фильма – его актёрский состав.
5. «Пиковая дама», СССР, 1982 г.
В основе сюжета повесть А.С. Пушкина – «Пиковая дама»
Военный инженер Германн ведёт скромный образ жизни, никогда не играет в азартные игры, а лишь наблюдает, как это делают другие. Его приятель Томский рассказывает ему загадочную историю о своей бабушке и трёх выигрышных картах.
Германн хочет, во что бы то ни стало, узнать секрет графини.
Но станет ли он счастливее, когда роковая тайна будет раскрыта?
___________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за внимание! Ждём вас снова.
Возможно, вам также будут интересны следующие материалы
5 пугающих фильмов, основанных на реальных событиях
10 лучших мистических фильмов (нарратив)