На смену универмагам советского времени пришли торговые центры. А в чем, собственно, разница? Ну, чтобы выяснить: к лучшему ли изменения.
Удобство
Чисто внешне, разница между универмагом в СССР и ТЦ в РФ примерно такая же, как между роскошным московским метро и убогим римским. Возможны, конечно, исключения, когда современный торговый центр по высоте потолков дотягивает-таки до советского универмага. Но, внешность это еще не все.
Универмаги
Как известно, в тоталитарном Советском Союзе все ходили строем в одинаковой одежде. Структура универмагов тоже была примерно одинакова. В них имелись отделы обуви, одежды и так далее. Не представляло труда сориентироваться по вывескам. Другое дело демократичный ТЦ в современной России — больше напоминает рынок с вьетнамцами, только под крышей.
Торговые центры
Заходишь и читаешь, кто тут у нас торгует: ООО «Бим» и ОАО «Бом», ИП «Нимфа». Если ты не являешься фанатом данных компаний и первый раз о них слышишь, то решить, что предлагает та же «Нимфа» — одежду для девушек или гробы — сложно.
Креатив по части названий из нашего талантливого народа так и бьет ключом. В моем городке есть, например, «Гейша». Нет, это не сауна (бордель), как вы могли подумать. Это магазин косметики и парфюмерии. Не, а чё не «Путана»? Или там, «Шмара»?
Безопасность торговых центров
Да-да, размышления навеяны недавней трагедией в «Зимней вишне» в Кемерово — все мы водим детей в ТЦ и сами туда ходим за покупками. Не являясь экспертом, просто расскажу о ближайшем к моему дому торгово-развлекательном центре, переделанном из универмага, — там мы бываем чаще всего.
Советская власть построила компактное двухэтажное здание. На второй этаж вела широченная "парадная" лестница и две боковых по торцам здания. Из любой точки универмага до выхода было недалеко, несколько десятков шагов. Строго говоря, этажей было три: два с большими окнами во весь фасад и высокими потолками, оборудованные под торговые залы, и третий без окон, с низким потолком - склады и прочие хозяйственные помещения.
В универмаге, ставшем торгово-развлекательным центром, произошли следующие изменения:
- Третий этаж переоборудован под торговый зал
- Надстроен четвертый этаж
- Убрана центральная лестница
- Добавлена пристройка
Третий и четвертый этажи
Третий этаж — бывшие складские помещения с низкими потолками. Четвертый в том же роде. В погоне за арендной платой каждый квадратный сантиметр ТЦ занят стеллажами высотой почти до потолка, благо он низкий. Видимость несколько метров — просто лабиринт. В самом широком проходе еще можно двоим разойтись, в остальных — только боком. На лестничных площадках тоже чем-то торгуют. Сами лестничные пролеты в торговом центре такой же ширины, как в жилом доме.
Центральная лестница и пристрой
С исчезновением центральной лестницы идти к выходу стало в 2 раза дальше. Зато нашлось место для салонов всех четырех крупнейших операторов сотовой связи. С появлением пристройки до выхода стало еще дальше по сравнению с советским универмагом. Случись что — не доберутся до выхода, наверное, даже знающие местность работники ТРЦ. А уж у посетителей торгово-развлекательного центра вообще никаких шансов выбраться.
Появился, правда, эскалатор. Но на третьем этаже он скромно прислонился к стенке (внешней старого здания, ставшей внутренней) и не очень заметен. Кроме того расположен эскалатор не по центру строения, как сарая лестница. Из левого крыла до него довольно-таки далеко идти.
Бывают торговые центры и хуже
Те, под которые переделаны бывшие заводы и фабрики. Я сам работаю на заводе. Поступив на работу, первым делом запоминаешь, как пройти от душевой до рабочего места. Потом начинаешь изучать местность. Процесс бесконечен: редко используемые маршруты стираются из памяти. На производстве только квесты проводить. Фильмы про терминаторов успешно снимают.
Переделать такое счастье под ТЦ непросто. Многие перегородки — капитальные, если не несущие, стены. Следовательно, вместо одного большого торгового зала получается много небольших помещений с запутанными переходами между ними. Если торговый центр открывают в бывшем ангаре (складе) — можно считать, повезло.
To the Happy Few