Реле - это один из ключевых элементов электроники и связи. Но предлагаю по порядку.
Логически реле можно разделить на две части: цепь управления и коммутираемая (управляемая) цепь. Ключевая особенность реле в том, что одна цепь электрически не связана с другой, есть такое понятие "гальваническая развязка".
Принцип действия очень прост: замкнули цепь питания катушки индуктивности (реле) и магнитное поле через сердечник притягивает планку(обозначение 1) Планка как рычаг замыкает 2-ую цепь, начался ток через нагрузку (обозначение 2) .
Как ни странно, конструкций и реализаций реле великое множество. Если рассмотреть историю связи, то целая эпоха - это эпоха коммутации через реле. На самом деле очень много релейных АТС работает и по сей день. А в железной дороге очень большой процент узловых станций работает на релейных схемах уже несколько десятилетий и столько же еще может.
Как же может пригодится реле нам, очень просто: у Вас есть 5-ти вольтовая или 12-ти вольтовая схема, из которой надо управлять мощной нагрузкой, вы разделяете схемы с помощью реле и реализуете проект. Более мощные реле можно назвать контакторами.
Любой электрокотел, средней мощности двигатель, включается через контактор(реле).
Пример включения реле в электронную схему. Разбор и принцип действия каждого из элементовбудет позднее, но перед Вами простая работающая схема.