Найти тему
Пишем и продаём

Типология замыслов рассказов

Человеку свойственно всё классифицировать, раскладывать по полочкам, составлять алгоритмы. Вот и творческий процесс он стремится упорядочить для того, чтобы любой страждущий мог научиться и усовершенствовать этот мир.

Любая классификация может быть как полезна, так и бесполезна. Хочу поделиться с вами классификацией замыслов, которую предлагает Михаил Веллер. Если у вас возникнет желание дополнить или усовершенствовать типологию автора, вы всегда можете это сделать. Не забудьте поделиться с окружающими своими находками.

Итак, путь к замыслу, момент его рождения и движения могут быть такими:

1. Литературное подражание. Характерно для начинающих. Прочитал книгу, увлёкся, решил написать также. Получается, конечно, хуже.

2. Литературное развитие. Как говорится, хороший писатель начинает там, где плохой закончил. Писатель замечает в чужом произведении новые возможности и переписывает сюжет по-своему.

3. Литературное отрицание. С автором художественного произведения можно и не согласиться и попробовать написать наоборот.

4. Литературное следование. Относится к коммерческой беллетристике. Писатель находит тему, которая его привлекает больше всего. Например, детектив, школьная повесть, деревенская проза и т.д.

5. Дареный сюжет. Вспомните Пушкина, который подарил Гоголю, желавшему написать комедию, сюжет "Ревизора”.

6. Услышанная история. Писатель может взять ее за основу произведения, более или менее изменив.

7. Информация о событии. Сюда относится газетная, журнальная заметка, сообщение по телевидению, судебная хроника, архивные документы, фиксация в авиационной, морской или другой спецлитературе, а также сравнительно достоверные рассказы очевидцев.

8. Реальный случай из опыта. Кардинально отличается от предыдущего: быть участником события и знать о нем понаслышке — разные вещи. Описать пережитую историю — самый простой вариант: к услугам автора полная последовательность событий в подробностях и деталях.

9. Личное потрясение. Стресс. Чтобы пережить эти неприятности, можно написать о них в положительном ключе.

10. Сублимация. Добивается любимой девушки лишь в мечтах, о чем и пишет рассказ. Избитый хулиганами, пишет о самбисте-дружиннике, а хулигана перевоспитывает или посрамляет. Страдая от безденежья, сочиняет детектив о грабителе сберкассы. Выражаясь словами Бабеля, "заикается на людях и скандалит за письменным столом”.

11. Толчок от детали. Созревший в подсознании, еще не оформленный творческий заряд вызывается к жизни созвучным ему незначительнейшим случаем. Портрет гимназистки на кладбищенском кресте рождает в Бунине "Легкое дыхание”. Обрывок газетного объявления — и Стендаль садится за "Красное и черное”.

12. Игра. От детских игр, по сути театральных, невелико расстояние до литературного сочинительства. Детство живо в любом человеке, — а у писателя хорошая память. Пиноккио, Чипполино, Незнайка, Микки-Маус, Алиса — детские игры взрослых людей.

13. Необычное допущение. "А что было бы, если...?”

14. Мечта об идеале. Робин Гуд и Дон-Жуан, Фауст и Тристан и Изольда. Кто-то когда-то придумал их, рассказал впервые. Мечта о справедливости и победоносности, любви и мудрости обрела воплощение в образах.

Вот такие бывают замыслы.

Как применить данную классификацию?

Я пока использовала её только для отнесения своих замыслов к той или иной категории. Но думаю, что подобная классификация может помочь, когда вдруг погружаешься в творческий кризис. Открыл классификацию и начал упражняться в замыслах. Глядишь, и вдохновение появится.

Автор: Надежда Лимонникова.