(с 2007) Серия научно-фантастических ролевых игр о том, как человечество галактику спасало. На сегодняшний день состоит из трилогии о капитане Шепарде и самостоятельной Andromeda.
В 2007 году студия Bioware выпустила первую часть, которая являла собой типичную космооперу в оригинальной вселенной. По внутренней хронологии, в 2148 году на Марсе люди находят таинственные руины, которые открывают им секреты невероятных технологий, в частности эффекта массы, который и выведен в название серии. Это необычная аномалия, которая меняет массу тела при взаимодействии с ранее неизвестным нулевым элементом. Благодаря этой находке человечество получает возможность осуществлять космические полёты на сверхсветовой скорости - начинается изучение галактики.
Тогда же в результате техногенной катастрофы с нулевым элементом среди людей появляются биотики - типичные телепаты-телекинетики. Вскоре человечество столкнётся с первой инопланетной расой, начнёт с ней войну, узнает о существовании гигантской станции Цитадели, на которой правит совет нескольких рас... Да, всё это очень сильно напоминает и «Космическую Одиссею», и особенно телесериал «Вавилон 5», который часто дословно цитируется в играх. Да что там - даже главная сюжетная линия трилогии Шепарда перекликается с историей «Вавилона 5»!
С точки зрения игрового процесса это была типичная RPG от Bioware: мы собирали команду, принимали разные решения по ходу игры и безостановочно шли к развязке. Уже в первой части была введена система морали, которая позволяла быть или благородным бойскаутом-спасителем мира, или суровым воякой, который напролом идёт к цели, не задумываясь о жертвах. Ну, так можно было думать - на самом деле, при любом поведении сюжетные рельсы приводили к одному и тому же финалу. Лишь в нескольких моментах игра предлагала принять важные решения: кто выживет, а кто умрёт в той или иной ситуации. Опыт был любопытным, но фурор система произведёт позже.
В 2010 году была выпущена вторая часть. Игра стала значительно ближе к стрелялкам, однако приросла в масштабах. А главное - при переносе сохранений из первой части Mass Effect 2 учитывал все принятые вами решения! И это действительно понемногу меняло всё происходящее. Убили важного персонажа? Поздравляем, придётся не только налаживать сотрудничество с его «заместителем», но и оправдываться за убийство. От космооперы в игре мало что осталось - теперь там царит дух шпионских боевиков и немного киберпанка. Изменился и подход к сюжету: теперь принимать решения игрокам приходится постоянно, и все они так или иначе влияют на развитие основной линии. При определённых обстоятельствах завершить вторую часть можно, потеряв всю команду, включая и главного героя. И это не засчитают за поражение!
Поставили точку в истории капитана Шепарда в 2012 году. Атмосфера вновь изменилась - теперь это монументальная боевая фантастика в духе «Звёздного десанта». Капитан и команда несутся по поверхности спутника, сметая врагов, над головами у них на сотни метров вверх поднимаются гигантские враги, зачищающие территорию, и над всем этим в чёрном небе висит планета, полыхающая от войны. Примерно в таком положении мы и пробудем большую часть времени: игра подводила итоги трилогии, вытаскивала из памяти игроков даже самые незначительные их действия и объясняла, к чему это привело. Чем закончится трилогия - зависело от того, как вёл себя игрок на протяжении всех трёх игр, а потому кровавым солдатам не стоило особо рассчитывать на хэппи-энд.
В 2017 году серия сделала шаг в сторону приключенческой фантастики: вышедшая Andromeda была практически не связана с трилогией Шепарда. Игра сосредотачивается на исследовании новой галактики и первом контакте с неизвестными видами. Как и подобает всему, что выходило в 2017-м, игру беспощадно разгромили, хотя на самом деле она была достаточно интересна. Просто не всем по духу романтика первооткрывателей. Так или иначе, но из-за критики разработчики свернули поддержку игры и даже отказались от выпуска дополнений. Что теперь станет с серией, остаётся загадкой.
Автор: Денис Божинский