Русский «Владимир» победил турецкий «Перваз-Бахри»
Середина ХIХ века. Подходит к закату многовековое доминирование парусного флота. Уже грозно о себе заявили новые морские суда – пароходы, не зависящие от ветра. На вооружение основных морских держав Англии, Турции и, конечно же, России стали поступать и активно применяться корабли с новейшими паровыми установками. Рано или поздно встреча новых типов водных «монстров» должна была произойти.
Осенью 1853 года российский пароход-фрегат «Владимир» в составе эскадры вице-адмирала В.А. Корнилова (будущий герой обороны Севастополя) курсировала вдоль западного побережья Черного моря. Обойдя все известные порты и удобные якорные стоянки, не обнаружив противника, Корнилов перешел на «Владимир» и направился в район порта Амастро (анатолийское побережье Турции в 150 милях от Босфора), где должна была находиться эскадра адмирала П.С. Нахимова.
5 ноября 1853 года вахтенные «Владимира» заметили «дым» неизвестного парохода и российский фрегат пошел на сближение. Неизвестное судно пыталось уйти от погони, но поняв, что боевого столкновения не избежать повернуло на «Владимира» и подняло турецко-египетский флаг. На два выстрела русских турецкий пароход ответил бортовым залпом. Начался первый в истории бой паровых кораблей.
«Турок», а им оказался 10-ти пушечный «Перваз-Бахри», не имел кормовых орудий, уступал в скорости и командир «Владимира» капитан-лейтенант Бутаков Григорий Иванович выбрал правильную тактику боя, поддержанную вице-адмиралом Корниловым. Русский пароход маневрировал так, чтобы расстреливать противника с кормы, что в условиях боя, требовало большой выучки и сноровки всего экипажа. Турецким кораблем командовал мамлюк-черкес (военное сословие, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского происхождения) который оказался достойным противником. Спустя три часа после первого выстрела, оставшиеся в живых моряки «Перваз-Бахри» спустили флаг.
Абордажная команда, посланная на турецкое судно, явилась свидетелем страшных разрушений. Все переборки были разрушены, паровая и дымовая трубы представляли собой решето, не было ни одной целой снасти и т.д. В плен сдалось 9 офицеров и 84 матроса из 150 членов экипажа, остальные погибли. Капитан-мамлюк погиб на боевом посту от разрыва ядра. «Перваз-Бахри» так серьезно пострадал, что его с большими трудностями удалось взять на буксир.
7 ноября 1853 года «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого над приспущенным турецким флагом развевался русский флаг.
Отличное знание морского дела, материально-технической части судна капитаном и отличная выучка экипажа русских моряков позволили одержать славную победу. «Владимир» получил две пробоины. От картечи погибли 2 матроса. Еще двое получили ранение. За этот бой Бутаков Григорий Иванович был представлен к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2-го ранга. Не дожидаясь прибытия награды из столицы, Нахимов вручил герою свой, полученный за Наваринское сражение.
Первый официальный бой паровых кораблей продемонстрировал преимущества перед парусными судами. Слышавшие звуки боя турецкая и две русских эскадры (Корнилова и Нахимова) не смогли принять участие в бою из-за отсутствия ветра.
Недолгую, но славную жизнь прожил русский пароход. К началу обороны Севастополя (осень 1854) Бутаков, командуя «Владимиром», искусственно создал крен до 7 градусов, что позволило значительно увеличить дальность стрельбы пушек при обстреле неприятеля.
9 октября 1854 года, впервые в истории российской морской артиллерии пушки «Владимира» успешно вели огонь по невидимым целям. После проведения доработок и усовершенствований артиллерийских станков и прицелов, в совокупности с большой подвижностью, пароход-герой превратился в грозную боевую единицу, не раз выручавший своим огнем защитников города - крепости Севастополя.
31 августа 1855 года «Владимир», вместе с другими уцелевшими кораблями, был затоплен в Севастопольской бухте.