На этот разговор меня натолкнул диалог двух гостей ресторана, они бурно обсуждали что машина - это выгодно и стоит не больше, чем ездить в метро. Я решил разобраться в этом вопросе, моя задача сегодня максимально подробно описать все расходы и плюсы и минусы вледения автомобилем.
Так как большинство аудитории люди с достатком ниже среднего, то рассуждать о покупке Б/У автомобиля или новенькой БМВ - смысла нет. Вы все равно их не купите себе, а после прочтения лишний раз задумаетесь.
И так, беру пример из моей жизни, Я езжу на машине, жена ездит на метро и транспорте, изредка я ее забираю с работы и мы вместе ездим по делам.
В 2016 году я купил себе новый Хенде Солярис, про то как выбирал, писать не буду. У меня уже был солярис в 2011 году и на нем продолжает благополучно ездить друг. Пробег уже более 150 тыс и ни одной поломки, кроме плановых ТО.
Сначала я рассмотрю покупку машины без кредита и потом в кредит. Так кка я умею считать деньги, покупку в кредит я отмел сразу. В финале увидите почему.
И так поехали, автосалон и новый Солярис в средней комплектации с пакетами внешней отделки, аудио и безопасности сходит ко мне в руки за 680 тысяч вместо 730. Благо умею торговаться и уломал менеджера. Доп оборудования ставить не стал, коврики выбил тоже в подарок, сигнализацию тоже ставить нет смысла. Те кто их угоняет - все равно сигналки обойдут, спутник ставить на солярис - глупо.
680 тысяч ушло с бюджета, далее на машину необходимо поставить на учет ( номера и СТС - 2700 рублей). Если платное МРЭО то 4-6 тысяч за регистрацию. Далее берем ОСАГО, если вы старше 28 лет и без аварий ездили последние 10 лет - то страховка будет около 10 тысяч ( зависит от региона, я в Петербурге). Далее на машине я езжу каждый день и зимой она не будет стоять, зачем покупать машину и зимой мерзнуть на остановке? Значит нужен комплект зимней резины, чтобы не париться с дисками, я купил сразу зимнюю резину на литых дисках + 28 тысяч. Можно и на штамповках, а можно и на старые диски постоянно менять резину, но куда быстрее просто перекинуть колеса, тем более что при продаже их можно так-же продать.
Тонировку, усилители звука и прочую дрибедень - не ставим, стоимости машины она не добавит, а вот расходы будут.
Теперь машиной можно пользоваться. Далее расчет пробега. Я в среднем за 1 год проезжаю 30-40 тысяч км. Среднее получается 36 в год. Оно вроде и не заметно, но пару раз проехать по кольцу, съездить на Финский залив покушать суши, поездить по делам жены, помочь родителям и 100 км в день уже проехал. Те кто ездит меньше - просто пересчитают расходы на обслуживание и бензин. И так . За ТО на Солярисе надо делать раз в 15 000 км. Средняя стоимость с материалами 11 тысяч. Диллер всегда найдет на чем еще накрутить, а на новую машину не хочется лишаться гарантии + лучше заплатить чуть больше, чем носиться по пунктам выдачи интернет-магазинов и покупать зап части, изучать форумы что к чему подходит и искать мастеров. Будет экономно, но день потерян, а то и несколько. У меня есть друзья, которые ради выгоды в 100 рублей едут на другой конец города и по топливу тратят рублей 300 + время в пробках. Тут хозяин-барин.
Через 3 года машину стоит продавать, так как надоедает уже и гарантия подходит и зависимость цены от возраста сильно падает, если машина более старая. Помониторив авто.ру становится понятно, что за первый год Солярис теряет 90 тысяч, на второй 70, на третий 50 и дальше по 30-40 тысяч в год. Поэтому за 3 года машина потеряет в цене около 200 тысяч.
200 тысяч конечно-же мы относим к расходам. За 3 года машина проедет около 90 тыс км, а это значит минимум 6 ТО и два из них крупных, средняя цена расходов по ТО за 3 года составит 72 тысячи рублей. Средний расход топлива у машина по городу около 9 литров на 100 км, по трассе 7-8 литров. Можно и 5 литров, но придется ехать 60-70 км в час на 6-1 передаче и забыть про обгоны и ускорения. 90 тыс км х 8,5 литров/100 = 7650 литров бензина АЙ-92 х 38 рублей = 290 700 рублей за три года по топливу.
Потом идем по Штрафам ГАИ и налогам на штрафы в среднем уйдет 7000 в год или 20 тысяч за 3 года. По статистике раз в год кого-то эвакуируют или кто то попадается на нарушении, и то что не заплачено официально, не означает, что не заплачено на лапу. Налог на машину в среднем 4300 рублей в год или 12 900 за 3 года.
Предположим, что мы за 3 года ни разу не попали в ДТП, и не ремонтировали машину (гарантия). В итоге через 3 года мы продаем машину за 480 тысяч ( один хозяин и без ДТП).
ТАК ВО СКОЛЬКО ОБОШЛАСЬ НАМ МАШИНА:
Потеря на стоимости - 200 тысяч
Бензин - 290 тысяч
Обслуживание - 72 тысячи
Страховка и налоги - 43 тысячи
Штрафы и непредвиденные (резина, мойка) - 46 тысяч
ВСЕГО: 651 000 рублей - хороший взнос на ипотеку ( про нее в другой раз напишу).
Это 217 тысяч в год. или 18 тысяч в месяц!!! или 600 рублей в день!
600 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ - и при этом у вас должна быть изначально сумма на покупку машины и все это без ДТП!!!!
Отступление для бережливых (если вы ездите не более 15 000 км за год). По сути вы только сокращаете расходы на бензин и сократите регулярность ТО, но потеря стоимости машины и налоги остаются прежними. Поэтому для вас получится - 13 400 рублей в месяц или 446 рублей в день. Как видно не слишком большая разница, а ездить тем не менее в стали в 3 раза меньше!
Если машина в кредит.
Если все оставить так-же, то к стоимости владения прибавляется стоимость КАСКО это 42 тыс первый год, 36 второй и 28 третий, причем с лютой франшизой 70 тысяч (то есть по факту это или угон или полнй тотал, при котором вы вряд-ли сохраните свое здоровье). За три года на КАСКО получается 106 тысяч.
Далее переплата по кредиту, по статистике только 17% людей дострочно закрывают автокредит, поэтому считаем полную стоимость кредита. Если у вас было минимум денег и в оплатили 20% стоимости машин и вас не развели на дополнительное страхование и прочие банковские бонусы - то в кредит вы возьмете 540 тысяч. на 3 года это по 17 500 рублей в месяц. И в итоге вы заплатите банку - 628 тысяч, взяв 540. и взнос в 136 тысяч. А на выходе получите после продажи 480 тысяч.
Считаем. 628+136 = 764 тысячи - 480 тыс ( продажа машины) = 284 тысячи плюсом к уже известным расходам. Плюс сюда идет КАСКО - 106 тысяч.
Теперь получается вот такая картина за 3 года, если брать машину в кредит:
Потеря на стоимости - 200 тысяч
Бензин - 290 тысяч
Обслуживание - 72 тысячи
Страховка и налоги - 43 тысячи
Штрафы и непредвиденные (резина) - 46 тысяч
КАСКО за весь период владения - 106 тысяч
Полная стоимость кредита - 284 тысячи.
ВСЕГО: 1 041 000 рублей - Это уже пол студии в стройке!
Это 347 тысяч в год. или почти 29 тысяч в месяц!!! или 963 рублей в день!
963 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ - И это не зависимо от того, болеете ли вы сегодня или нет, поехали в магазин или остались дома...
Снова Отступление для бережливых (если вы ездите не более 15 000 км за год). По сути вы только сокращаете расходы на бензин и сократите регулярность ТО, но потеря стоимости машины и налоги остаются прежними + кредит Поэтому для вас получится - 24 300 рублей в месяц или 807 рублей в день. Как видно не слишком большая разница, а ездить тем не менее в стали в 3 раза меньше!
Так можно посчитать с любой машиной и задать себе главный вопрос!
На сколько много я зарабатываю, чтобы тянуть такие расходы и насколько я буду меньше зарабатывать, если машиной не буду пользоваться.
Маркетологам приходится сильно трудиться, чтобы отключать здравый смысл и понимание масштаба трат у потенциальных клиентов - поэтому об этом не принято говорить.
В результате владение машиной стоит столько, сколько платить за съемную комнату или даже квартиру ( зависит от района и метража). И да вы ездите не на БМВ или Ауди - это все го лишь Солярис или Рио или Поло...
Если ездить на общественном транспорте то максимум в день потратится 200 рублей ( метро туда и обратно и маршрутка, если надо). В исключительных случаях 300 ( когда еще 2 пересадки) и даже при таких расходах машина выходит сильно дороже. Плюс риск попасть в ДТП, повредить машину, стоимость ремонта которой не покроет ваша ОСАГО и придется продавать квартиру. Ну а если не хочется ездить в тесном метро - есть такси, или водители.
Поэтому если вы зарабатываете меньше 62 тысяч в месяц владеть машиной Б класса, а тем более в кредит - сделает ваши попытки лучшей жизни в бесполезное метание. По сути в будете постепенно обкрадывать себя и в итоге приведете семью или себя к краху.
В общем считайте свои деньги, включайте голову и знайте, что маркетинг призван из вас сделать клиентов, которые слишком поздно поймут, что на них заработали в 3 шкуры!
С вами был Максим Гончаренко vk.com/skaim - будут вопросы - пишите).