Пару раз за период работы в этом удивительном музее к нам заглядывали интересные посетители, пытавшиеся отдать или продать музею различные старинные вещи. И я говорю сейчас не о тех, кто приносит артефакты сквозь пространство и время, а об обычных людях.
Все они почему-то считают, что эти изделия действительно имеют огромную историческую ценность и достойны быть выставлены в музее. Такие артефакты всегда подвергаются тщательному анализу, но даже ученые, занимающиеся им, могут ошибаться.
Нет, нашим хитрым гостям отказали всем до единого, но однажды похожая история вызвала настоящий скандал, ведь случилась она не где-нибудь, а в самом Лувре.
В 1896 году в крупных СМИ мелькнула удивительная новость: знаменитый Лувр приобрел очередной экспонат за неслыханные 200 тысяч франков. И никто даже представить не мог, что новый экспонат может быть удивительной подделкой.
Изначально артефакт, называемый “тиарой древнегреческого царя Сайтоферна” (золотой парадный шлем с изящной гравировкой), прибыл в Вену, в императорский музей. Его принес неизвестный торговец антиквариатом, на визитке которого значилась фамилия Гохман.
Уникальная находка, случайно попавшая к торговцу, чрезвычайно заинтересовала администрацию музея. Более того, штатные историки и специалисты, проверив ее, единогласно дали положительный ответ: артефакт очень древний и ценный. Только вот за древность гость запросил такую сумму, которая оказалась неподъемной даже по меркам крупного и известного музея. Администрация так и не смогла собрать деньги, поэтому торговец уехал, оставив музей ни с чем.
Сам же господин Гохман подался во Францию, где, заручившись поддержкой местных антикваров, предложил удивительную реликвию известнейшему Лувру. И снова его расценки оказались чересчур высоки. Впрочем, администрация не могла упустить столь ценную вещь и запросила необходимую сумму у парламента. Запрос был одобрен, “сделка века” успешно состоялась, а золотая тиара заняла достойное место в музее.
Через 7 лет, когда о покупке все успели позабыть, в газетах вспыхнул новый скандал: парижский художник Майенс признал, что шлем – не что иное, как подделка, созданная им самим. Могли ли многочисленные проверки ошибаться, а появившийся из ниоткуда художник говорить правду? И да и нет.
Все в том же году история получила еще более неожиданное развитие, когда было опубликовано письмо из Одессы. Автор утверждал, что создателем знаменитой тиары является никакой не француз, а его друг – ювелир Израиль Рухомовский. Практически тут же Рухомоский был приглашен в Лувр, а Майенс признался в том, что его заявление было всего лишь шуткой.
Авторство было успешно подтверждено. Оказалось, что за несколько месяцев до появления Гохмана в Вене, тот сам заказал тиару у Рухомовского, как подарок для кого-то из своих знакомых. За работу ювелир получил 1800 рублей.
Несмотря на то, что реликвия оказалась грандиозной подделкой, эксперты Лувра по достоинству оценили мастерство ее автора и оставили изделие в своей коллекции, признав его одним из самых достойных примеров современного искусства.
〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰
Подписывайтесь на канал «Ночь в музее», ставьте 👍 - будьте в курсе новых рассказов!
Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram!